170 подписчиков
В день Усекновения главы Честного Пророка и Крестителя Иоанна, проповедника покаяния, приведем выдержки из "Православного опыта покаяния" митрополита Каллиста (Уэра), родившегося в этот день в 1934 г.
"Иоанн Креститель и Господь наш Иисус Христос - оба начинают свою проповедь одними и теми же словами: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" Мф 3, 2; 4, 17). Такова отправная точка Благовестия - покаяние. Без покаяния не может быть ни новой жизни, ни спасения, ни вхождения в Царство. Обращаясь от Священного Писания к святым отцам, мы встречаем ту же самую существенную истину. Авва Милесий, которого спросили, что он делает в пустыне, отвечает: "Я пришел сюда оплакивать свои грехи!".
И покаяние это не есть только подготовительная стадия, оно - пожизненно. Когда авва Сисой лежал на смертном одре, окруженный своими учениками, оказалось, что он с кем-то говорит.
"С кем ты говоришь, отче?", - спросили ученики. Он ответил: "Вот, ангелы пришли взять меня, но я прошу их дать мне еще немного времени, чтобы покаяться".
"Ты не имеешь нужды в покаянии", - сказали ученики. "Воистину, - ответил старец, - я не знаю, начинал ли я каяться"...
Все множество Божиих заповедей можно свести к одному началу - покаянию...
Мы осуждаемся не за множество наших прегрешений, но за то, что отказываемся каяться...
Хотя от кающегося и требуется подготовить себя через самопроверку, провести исследование своей совести, в конечном счете он приходит на исповедь с пустыми руками, беспомощным, понимая, что не в состоянии сам себя исцелить, и обращаясь за исцелением к другому. И этот другой, к помощи которого он взывает, - это не священник, а Бог. Священник - только "Божий привратник", вводящий приходящего в Божественное присутствие; используя аналогию из медицинской практики, он только служащий в приемной у врача. Исповедуются Христу, а не священнику ("Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое"), и прощение получают от Христа, а не от священника ("да приимешь прощение от Господа нашего Иисуса Христа").
Если мы будем рассматривать исповедь как прежде всего деяние Христа, а не наше собственное, тогда мы сможем более позитивно подойти к пониманию таинства покаяния. Оно есть переживание исцеляющей Любви и прощения Божия, не только нашего собственного распада и слабости.
Как говорит Тито Коллиандер в книге "Путь аскетов", "когда мы делаем один шаг по направлению к Богу, Он делает десять нам навстречу". Именно это мы переживаем на исповеди. Как и все таинства, исповедь - это совместное богочеловеческое действие, в котором происходит совмещение, "взаимодействие"
(синергия) благодати Божьей и нашей свободной воли.
И то и другое - необходимо, но действие Бога несоизмеримо важнее.
Таким образом, покаяние и исповедь - это не то, что мы совершаем сами или с помощью священника, но то, что Бог совершает с нами и в нас. Св. Иоанн Златоуст говорит: "Приложим к себе спасающее врачество (pharmakon) покаяния; примем от Бога покаяние, которое исцеляет нас. Ибо не мы приносим его Ему, но Он ниспосылает его на нас".
Надо помнить, что по-гречески одно и то же слово exomologesis означает исповедание грехов и благодарение за воспринятые дары...
Как говорил Алексей Хомяков, "когда кто-нибудь из нас падает, он падает в одиночку". Покаяние означает возвращение домой, выход из изоляции в братское общение, воссоединение с семьей!"".
2 минуты
11 сентября 2024