41 подписчик
ЭПИЧЕСКОЕ СРАЖЕНИЕ В СЕВАСТОПОЛЕ И МАСШТАБНЫЕ ДЕКОРАЦИИ ФИЛЬМА ПУДОВКИНА
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Сцены севастопольский битвы впечатляет. Режиссёр умело проводит "грань" между размахом и динамикой действия, не давая зрителю заскучать от излишней эпичности, показывая сражение с разных ракурсов и сторон. Тут он показывает идущих в штыковую моряков во главе с самим Нахимовым, и привставшего с носилок матроса с вопросом: - Нахимов жив? ЖИВ, теперь и помирать не страшно!
Конечно в эпизодах кино того времени присутствует некая наигранность в батальных сражения (современные постановщики войн и массовых битв более изощрённы, но имеют меньше чувства меры и вкуса, гоняясь за натуральностью сцен. В целом, поражает размах, объём героического сражения и осады города-героя Севастополя, длившегося в реальности год. Защитники сдали город также, как за четыре десятка лет до этого наши проиграли в Бородино, но обе эти битвы настолько вымотали врага, что тот решил прекратить дальнейшее вторжение, как и саму войну. Очень выразительно в этом плане показана встреча израненного английского генерала и генерала Пелисье (актёр Борис Оленин) , который поражался "9 месяцев вы не можете взять земляных укреплений, которые эти русские слепили за 9 дней. Я не знаю, что сказать своему императору и хочу услышать, что скажешь своей королеве ты".
Итак севастопольское сражение показало героизм русских моряков и местных жителей, отбивавших атаки грозного, превосходящего числом врага 1 год и" державшего силы врага в одном месте, в то время, как большая часть русских войск прикрывала Москву с Петербургом и сражались с врагом за Кавказ.
Давайте разберём что необычного сопровождало произведение Пудовкина, какие ппредовые для того времени приёмы были применены?
К созданию фильма приступили в 1945 году, они проходили в Севастополе, Одессе и в павильонах «Мосфильма». Первая версия (как сказано выше не удалась), вторую (успешную) осуществили за 4 месяца.
Для натурных съёмок командующим Черноморского флота адмиралом Октябрьским были выделены баржа, на каркасе которой был выстроен старинный деревянный корабль и большой трёхмачтовый парусно-моторный бриг. Видоизменяемый при помощи плотников и бутафоров, бриг представлял то флагманское судно севастопольской кампании «Императрица Мария», то «Великого князя Константина», то турецкий «Кагул».
Для съёмок в бассейне мастерами «Мосфильма» были изготовлены несколько десятков макетов судов, размером от 30 сантиметров до 6,5 метров — для создания искусственной перспективы и получения разнообразных композиций. Так мы получили (после смены оператором зрительный перспектив) изображение битвы целых флотов.
Масштаб задач требовал изобретательности комбинированных съёмок. К примеру, для получения иллюзии потопления под модель тонущего корабля подводился резиновый шланг, через который под давлением подавался воздух.
В итоге лента Пудовкина получает в 1947-м премию Венецианского кинофестиваля за батальные сцены, почётный диплом за исполнение роли Нахимова вручается Алексею Дикому. Лучшими операторами в рамках "особого упоминания" фестиваля в Локарно признают Анатолия Головню и Тамару Лобову плюс 8 создателей "Адмирала Нахимова" удостоены Сталинской премии.
Когда изучал в БГУ Кинокритику, ведущий белорусский кинокритиков Е. Бондарева (царствие небесное) отмечала фильм Пудовкина "Адмирал Нахимов" , как образец киноискусства и необходимый к просмотру для изучения истории кино. После просмотра киноленты об эпизодах Крымской войны, стало понятно почему.
эпос о защитниках Севастополя и участниках Синопского сражения, на мой взгляд, достоин полученных им наград.
Кстати о наградах: сам актёр сыгравший колоритнейшего Осман Пашу "письменно" попросил Сталина дать ему Премию, "поскольку он играет роль турецкого паши, нашего главного противника, и если ему не дадут премии, то это может выглядеть как неправильная оценка противника..", на что И. Сталин ответил: ": — А вот тот актёр, который играет матроса Кошку,... тоже хорошо играет... "
В итоге премию получили и Р. Симонов и игравший Кошку Л. Князев.
3 минуты
11 сентября 2024