Найти в Дзене

Живопись об истории


Мир, в котором мы живем, устроен так, что события прошлого навсегда исчезают из объективного восприятия человека. Увидеть своими глазами, к примеру, крещение князя Владимира или Полтавскую битву, строительство московского Кремля или Бородинское сражение, увы, нельзя.

Однако у каждого человека есть возможность чуть-чуть приоткрыть завесу времени и взглянуть на застывшее мгновение той или иной ушедшей эпохи. По словам русского художника Василия Сурикова, для того
«чтобы вдохнуть воздух прошлого, нужно достаточно долго и внимательно смотреть на историческое полотно, выполненное хорошим художником».
А хороший художник, создавая, например, историческое полотно, всегда внимательно изучает эпоху, которую собирается описывать в своей картине.

Поэтому мы можем составить представление о том, как жили наши предки, чем пользовались, во что одевались, и даже предположить, о чем они думали, просто внимательно изучая детали произведений изобразительного искусства.

Сюжетом картины Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» (1881) стали трагические страницы русской истории – стрелецкое восстание 1698 года и его последствия. В полотне нашла отражение противоречивая, полная социальных конфликтов атмосфера петровского времени. И это противостояние прекрасно отражено через детали полотна.

На Красной площади – стрельцы, ожидающие смерти, их жены, матери, дети. Тревожный пейзаж холодного утра пронизан ожиданием трагедии. Огромная народная толпа заполонила площадь.

В этой толпе две фигуры резко выделяются из сонма остальных героев. Рыжий стрелец на телеге с силой сжимает в кулаке горящую свечу, гневно и непокорно смотрит на царя. С его взглядом скрестился такой же твердый и яростный взгляд Петра I. В пересечении их взглядов – непримиримость столкнувшихся сил.

Стрельцы и их семьи одеты так, как принято на Руси. И даже царь-реформатор облачен в русский кафтан – он еще полностью традиционен… Но некоторые его приближенные уже носят европейское платье.

Всё это позволяет прочувствовать совершающееся как народное, национальное противостояние.

Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и нового русского мира, он воспринимается как поэтическая метафора, обобщенно выражающая смысл исторической минуты –
«начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни»
(А. Пушкин).

С любовью к вам и почтению к прошлому, учитель истории Ренат Ростямович Сафаров.

2 минуты