10,2 тыс подписчиков
За последний год спрос на репетиторов китайского для детей вырос втрое. На какие перспективы рассчитывают челябинские родители и как с языком Поднебесной справляются дошколята и школьники? Разбираемся в главном лингвистическом тренде последних лет.
Преподавание. Пугающая иероглифическая письменность в китайском не самое сложное: уметь каллиграфически писать сейчас вообще необязательно, достаточно научиться их читать — с этой задачей дети справляются легко, заодно развивая ассоциативное мышление. В раннем возрасте легче освоить и четыре тональности языка, из-за которых одно слово может значить четыре абсолютно разные вещи. Тренировать произношение в идеале нужно с носителем, но изучать язык всё же лучше с русскоязычными преподавателями, говорят эксперты.
«В Челябинске преподаванием часто занимаются студенты без педагогического образования. Они не знают, как работать с детьми, не знают особенностей нашего языка, поэтому уровень получается любительский, как если бы мы с вами пытались китайцев учить русскому», — говорит Гузель Сабирова, руководитель школы «Бамбук».
По данным SuperJob, сейчас в России китайский находится на втором месте после английского по востребованности, число вакансий для специалистов летом 2024 года выросло на 63% в сравнении с 2023-м. HeadHunter сообщает о росте на 70%.
Стоимость. Около 4 тысяч рублей в месяц — средний прайс для обучения в группе. В школе с говорящим названием «Маленький император» месяц занятий стоит дороже всего — 8–9 тысяч рублей в зависимости от возраста ребенка. Цена, желающих учиться, судя по всему, не отпугивает — недавно школа открыла второй филиал.
Есть два типа родителей:
🟥Первые приводят детей «на всякий случай», в ознакомительном формате, потому что не хотят отставать от трендов.
🟥У вторых подход более долгосрочный — готовят малышей к поступлению в китайский вуз, чтобы они работали в Китае или стали более востребованными специалистами в России, считает основательница школы «Маленький император» Дарья Маркушина.
Высшее образование. Подростки-старшеклассники часто приходят заниматься сами, потому что увлечены китайской культурой или считают язык нужным для будущей профессии. Многие всерьез настроены поступать в университеты Китая — это тоже тренд последних двух-трех лет, отмечает Гузель Сабирова.
Чтобы поступить в китайский университет, дети сдают международный экзамен HSK, правда, сделать это с каждым годом всё сложнее. Число желающих сдать HSK за это время тоже резко выросло, а сдать его по всей России можно только в нескольких вузах. В ближайшем к Челябинску «Центре Конфуция» на базе УрФУ экзаменационные слоты разбирают моментально: 10 минут — и запись закрыта.
«Уже даже они сами это называют «Голодные игры», понимают, что мест не хватает, за них идет реальная схватка», — смеется Гузель.
Чтобы поступить в челябинские вузы, которые готовят специалистов с китайским языком (ЮУрГУ, ЧелГУ или педуниверситет) при желании можно даже сдать ЕГЭ по китайскому — с 2019 года в России его принимают как любой другой иностранный.
Дольше всего на Южном Урале «китаистов» выпускает факультет Евразии и Востока ЧелГУ. Его декан Вера Будыкина рассказывает, что около трети его выпускников сейчас работает за рубежом, а среди оставшихся в России сейчас невероятно востребованы переводчики. Нижняя планка оплаты синхрониста — 10 тысяч рублей в час, последовательный переводчик зарабатывает 300–400 тысяч рублей в месяц: специалисты нужны по всей стране для деловых, спортивных, культурных, политических мероприятий и бизнес-проектов с компаниями из КНР.
2 минуты
22 сентября 2024