44 подписчика
"ОТЧУЖДЁННОСТЬ, ОДИНОЧЕСТВО И "ВЪЕТНАМСКИЙ СИНДРОМ" НЬЮ-ЙОРКСКОГО ТАКСИСТА
"Таксист» (англ. Taxi Driver) — кинофильм Мартина Скорсезе удостоился «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале 1976 года и давно стал классическим. Это одна из первых кинолент, где настолько ярко показан "ВЪЕТНАМСКИЙ синдром", а его финальные сцены содержали так много крови и насилия, что Скорсезе пришлось пересняв её в ином формате, "приглушить тона", чтобы не так сильно бросалась в глаза кровь..
26-летний ветеран Въетнама, морской пехотинец Тревис Биккл (Роберт Де Ниро) в жизни себя чувствует неуютно и одиноко. Помимо того, что он ярко выраженный социопат, его раздражают современные пороки ночного Нью-Йорка (проституция, наркомания, грабежи), по которому он вынужден "колесить" в поисках "хлеба" (Тревис приходит в таксопарк и нанимается ночным таксистом, так как психика парня нарушена и в ночное время он не может уснуть).
А это уже моя мысль: кажется, что в такси пришёл работать Трэвис также потому, что, несмотря на инфантильность и отчуждение, в душе он, стремился к общению и признанию со стороны людей. Он не избегает оголтелых негритянских гетто (как-то его забрасывают яйцами и гнилыми овощами), где запросто может получить "30 грамм доброго свинца"...
...Трэвис морально незрел: он просматривает в кинотеатрах "фильмы для взрослых" и именно на такой фильм ведёт понравившуюся ему Бетси из предвыборной го штаба кандидата в Сенат (а позже и в президенты) Палантайна. Ей нравятся его оригинальность и прямота, но после начала сеанса, она покидает кинозал, не в силах такое "переварить" (Трэвис же не разбирался в кино и думал, что поход на порно допустим). Скандал в офисе, на мой взгляд, помог ветерану-морпеху "выпустить негатив"....
Далее Трэвис подвозит самого Палантайна, внешне выражая восхищение, но, со временем, возненавидя того за пустые обещания и не имеющие смысла слова. А, после того, как один из клиентов в рассказал таксисту, что готовится застрелить из Магнума изменившую тому с негром жену, в его голову закрывается нехорошая мысль. И, вскоре, он её начинает воплощать в стилистике действий библейского "ангела смерти". Вначале покупает 4 разных пистолета, отжимаясь от пола и периодически наводя на зеркало оружие, он готовится "очистить" город от грязи (импровизированная сцена с пистолетом у зеркала и словами: "Это ты мне говоришь?" стала одной из лучших импровизаций в истории кино).
Начало очищения, вскоре, положено: Трэвис становится свидетелем того, как темнокожий, наводя ствол на продавца, грабил магазин. Окрик и выстрел в голову, превращают в "кашу" негритянский мозг.
Следующей жертвой должен был стать Полонтайн, но подозрительная цвета хаки куртка и причёска "ирокез" (такую делали уходящие в джунгли воины Въетнама и ставшие на тропу войны ирокезы) привлекли внимание охраны и скрывшийся в толпе Биккл поехал "вершить правосудие в бордель. Он знал, что в нём" работает 12-летняя проститутка Айрис (которую сыграла 13-летняя Джуди Фостер), которая однажды, в попытке сбежать домой запрыгнул в такси, но "сутенёр Мэтью" её силой и уговорами вытащил из машины. Как оказалось он" признавался в любви" девушке и обманом заставлял приносить ему доход. Раньше Биккл попробовал по-хорошему уговорить Айрис бежать, но девушка не пожелала, теперь же "ангел мести" пришёл" смывать городскую грязь". Вначале застрелен сутенёр Спорт, потом - престарелый охранник, затем - РЕСПЕКТАБЕЛЬНЫЙ клиент, "жертвы попробовали Трэвиса устранить, но тот, истекая кровью, передаёт Айрис предсмертную записку с деньгами на поездку домой.
Финальная сцена, в которой Трэвис выживает, получив в благодарность письмо от родителей Айрис и "признательность Бэтси", узнавшую обо всём из газет, видится двояко: либо это "предсмертные видения" главного героя, либо - временное в жизни ветерана Въетнама явление, который ещё ненавидит общество и, несомненно, продолжит убивать.
Я же питаю надежду, что убив однозначно виновных и получив, одновременно, признание, Трэвис "нашёл своё место в жизни", завязав с убийствами и начав новую, более осознанную жиз
3 минуты
7 сентября 2024