366 подписчиков
«Дороге» — 70. Первый шедевр Федерико Феллини
В центре сюжета — история Джельсомины, наивной и простодушной девушки, которую мать продала цирковому артисту Зампанò, грубому и жестокому силачу, выступающему на улицах. Джельсомина становится его ассистенткой, а также жертвой деспотичной натуры. Несмотря на жестокое обращение, она предана Зампанò и остаётся с ним, пытаясь понять свою роль в его жизни.
Сразу после выхода «Дорогу» автоматически причислили к царившему тогда течению итальянского неореализма, что, конечно, было ошибкой. При формально схожих составляющих — скромный бюджет, натурные съёмки, отсутствие хэппи-энда — это кино, бесконечно далёкое от социально-бытовых перипетий. Глубоко личное, экзистенциальное высказывание Феллини.
Ещё одно важное отличие от неореализма — профессиональные актёры. Жена и муза Феллини, Джульетта Мазина, сыграла Джельсомину. Она воплощает чистоту, добро и невинность, вызывает сочувствие и восхищение. Трагическая улыбка и детская непосредственность актрисы контрастируют с суровым окружающим миром.
Зампанò в исполнении Энтони Куинна — типично феллиниевский антигерой: сильный, но внутренне сломленный, замкнутый и неспособный на чувства. При этом внешне грубый персонаж в большей степени вызывает жалость, чем ненависть. Неумение принять и выразить любовь становится главной темой фильма, достигающей наибольшего эффекта в финале. Зампанò осознаёт вину и в отчаянии рыдает на пляже.
«Дорога» — поэтическое размышление о притягивающихся противоположностях и узах судьбы, о природе любви и смысле жизни. Этапный фильм раннего творчества Феллини навсегда изменил итальянский кинематограф (эпоха неореализима заканчивается), оказал большое влияние на мировой.
В 1954-м Феллини выиграл «Серебряного льва» Венеции за режиссуру, а в 1957 — «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, а также был в числе номинантов на лучший сценарий.
Большой Киновски 🎬 | #киноклассика
1 минута
6 сентября 2024