5911 подписчиков
"Министерству внутренних дел РК в пределах своей компетенции оказать содействие по недопущению случаев вывоза товаров, указанных в пункте 1 настоящего совместного приказа, в бензобаках, несоответствующих стандартам, предусмотренным заводом-изготовителем автомобильных транспортных средств".
Из чего делаем два вывода: действия продавцов топлива формально абсолютно законны. Да, по замыслу, исключение в запрете сделано, что называется, для удобства людей, которые перед дальней дорогой заправились совсем не для продажи. Но ведь в приказе не сказано, что топливо затем нельзя продать. А затем вернуться – и повторить. И вообще, делать это на регулярной основе – как на работу ездить.
Всего этого в НПА, повторимся, нет. А значит, нет и спроса.
Второй вывод следует из того, что среди "трейдеров" не только владельцы старых внедорожников с двумя баками по 80 литров. Есть и плюгавенькие седанчики, которые, однако, оборудованы вовсе даже не родными бензобаками, "предусмотренными заводом-изготовителем". А значит, приказ "не допустить" игнорируется.
Но плохо не только второе, но и первое. Перманентные очереди на границе из торговцев дешевым казахстанским бензином создают очевидный дискомфорт всем остальным. Но главное: не для того вводится запрет на вывоз топлива, чтобы кормить иностранный криминалитет.
Дешевая цена топлива – это большое социальное благо, привилегия для казахстанцев, которую Казахстан как нефтедобывающая страна и социальное государство может предоставить гражданам – и предоставляет! Лишать ее соотечественников, убрав разницу в цене, чтобы тем самым сделать невыгодным криминальный бизнес в этой сфере, вообще не вариант.
Тем более что три казахстанских НПЗ производят топлива больше, чем требуется для внутреннего употребления. Излишки нефтепродуктов государство может экспортировать, заработанной валютой компенсируя дешевые бензин и солярку для своих граждан.
Предположим другие способы навести порядок. Можно ввести социальные карты в приграничных районах на автомобильное топливо, и в пределах определенного лимита продавать его по льготной (нынешней) цене, а сверх того, что нужно для среднестатического употребления, – дороже, как у соседей.
Можно установить максимальную квоту на провоз топлива в баке при пересечении границы. Скажем, треть бака. У кого больше – заворачивать назад. Конечно, будут недовольные. Даже честные путешественники, не говоря о тех, кто зарабатывает на этом (иностранцы нам неинтересны, но ведь есть и казахстанцы).
Но тут надо понимать, каковы могут быть последствия, если проблема не будет решена. Наши цены рано или поздно просто придут в соответствие с теми, что у соседей. Напомним, что, с одной стороны, цены на топливо в РК придерживают, но, с другой стороны, чиновники постоянно намекают, что это не по-рыночному.
В частности, речь об общем рынке нефти и нефтепродуктов, который начнет функционировать в ЕАЭС с 1 января 2025 года. Согласно логике (и консультативному документу регуляторной политики к проекту нового Налогового кодекса, который 4 сентября 2024 года поступил в Мажилис), цены на нефтепродукты во всем Союзе должны подравнять. Что для Казахстана означает – поднять.
Оно нам надо?! Не лучше ли навести порядок на границах и жить в условиях бензинового рая, то есть демпинга? Однако рай требует дисциплины.
2 минуты
6 сентября 2024