56 подписчиков
Ободряющие слова для царя Фёдора
«Стараясь подавить в себе смертельный страх перед грядущим, представляясь бодрым, весёлым, спокойным и уверенным, я перед третьим звонком обратился к артистам с ободряющими словами главнокомандующего, отпускающего армию в решительный бой. Нехорошо, что голос мне то и дело изменял, прерываясь от нарушенного дыхания… Вдруг грянула увертюра и заглушила мои слова... Я танцевал, подпевая, выкрикивая ободряющие фразы, с бледным, мертвенным лицом, с испуганными глазами, прерывающимся дыханием и конвульсивными движениями. Этот мой трагический танец прозвали потом “Пляской смерти”».
Как думаете, что привело в такой ужас Константина Сергеевича Станиславского?
Сегодня исполняется 207 лет со дня рождения Алексея Константиновича Толстого, классика русской литературы. Толстой — тонкий лирик, создатель мистической прозы и автор драматической трилогии о русских самодержцах: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис».
При жизни первым и единственным его спектаклем в Александринском театре стала комедия «Фантазия», написанная в соавторстве с Алексеем Жемчужниковым. Премьера состялась в 1851 году в присутствии Николая I. Царь пьесу посмотрел — и показывать запретил.
Зато спектакль «Царь Фёдор Иоаннович», представленный 26 октября 1898 года на сцене Московского Художественного театра, имел успех. Перед этой-то премьерой так волновался Станиславский.
«Удивительная пьеса! Это Бог нам послал её»,
— писал Немирович-Данченко в 1898 году.
1 минута
5 сентября 2024