210 подписчиков
#МедиаФронт
🇹🇷Витиеватый путь Турции в сторону БРИКС дошёл до новой контрольной точки. 2 сентября турецкое правительство сообщило об официальной заявке на вступление в группу. Однако Турция - такой игрок на геополитической арене, что пока не произойдёт формальное присоединение, говорить о членстве страны в БРИКС можно только гипотетически.
Впрочем, почему только Турция? Есть пример Аргентины, которая развернулась уже стоя в гостеприимно распахнутых дверях. Из этого примера очевидно, что присоединение и неприсоединение к группе - вопрос желания и политической воли. В свою очередь многовекторность Турецкой республики и её президента Эрдогана уже неоднократно давала о себе знать. В последнее время Эрдоган довольно часто заявлял об «усталости от ожидания членства в ЕС» и о том, что Европейский союз не выполняет обещаний, к тому же вдруг оказалось, что сотрудничать с Востоком экономически выгоднее и т.п. Но это вовсе не значит, что Эрдоган перестал ждать лучшего предложения от Европы и США, а получив его, не согласится.
Также ряд СМИ указывает на то, что Турция остаётся членом НАТО и это, мол, создаёт некое противоречие. Отнюдь. Ну и что же, что НАТО? Россия - член ОДКБ, единственная из стран БРИКС. А Египет - член Лиги арабских государств. И тут вопрос не в паритетности блоков, а в концепции существования группы БРИКС, как НЕ военно-политического объединения, о чем уже многажды было сказано.
При рассмотрении БРИКС внимание стоит обращать на географическую карту. Турция - довольно крупная средиземноморская держава. На данный момент у БРИКС выход в Средиземное море в дефиците. В начале 2024 года к группе присоединился Египет, но возможности этой страны в акватории Средиземного моря весьма ограничены. В этом отношении Турция находится в более выгодном положении.
Однако не только средиземноморские перспективы делают Турцию желанным членом группы БРИКС. Второй момент, который стоит держать в уме, китайский проект «Один пояс - один путь». Это не просто проект, а целостная экономическая программа, рассчитанная на 30 лет. Возможно, её завершение запланировано на 2049 год, к 100 летию образования КНР. Программа разделена на две линии: «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века». Первое - несколько сухопутных экономических коридоров из Китая в Европу, один из них включает Анкару. В том, что Китай будет реализовывать собственные проекты, используя мощности и инфраструктуру БРИКС, нет никаких сомнений. Не только используя, но и создавая.
Тут есть соблазн впасть в «гегемонистическую» модель мышления. Дескать, Китай в итоге подомнёт под себя весь БРИКС, и не будет никакой многополярности. Потому Эрдоган не спешит присоединяться, чтобы не впадать в зависимость от нового гегемона. Конечно, полностью исключать подобное развитие событий нельзя. И всё же, пока это не выглядит так. Во-первых, сам проект «Один пояс - один путь» настолько масштабен, что реализовать его без включения принципа равноправного партнерства просто невозможно. Даже Китай такое не вытянет. Во-вторых, БРИКС уже сейчас больше, чем китайский проект. Например, «Один пояс - один путь» изначально не включал в себя Южную Америку. Как мы видим, БРИКС достаточно активно ведёт себя в Латинской Америке и стремится к расширению на тот берег Атлантики.
Да, в группе БРИКС тоже будут младшие партнёры, будут страны ответственные за конкретный участок общей инфраструктуры. Будет иерархия и зоны контроля, в соответствии с реальным положением дел «на земле», а не исходя из умозрительных концепций всеобщего братства и взаимного обожания. Если попытаться концептуально описать группу БРИКС, раз уж этого не делают сами участники, то БРИКС напоминает матрёшку, где малое находится в большом, и при этом единство и целостность получаются только тогда, когда всё собрано вместе. Появится ли в наборе турецкая матрёшка, станет ясно в октябре 2024 года, на Саммите БРИКС в Казани.
#МедиаФронт #БРИКС #Турция
Автор: Дмитрий Калмыков, автор канала Плодоовощная база №1
Редактор: Клара
Выпускающий редактор: Валерия
3 минуты
5 сентября 2024