Найти тему

Недостаток электрической генерации — один из основных сдерживающих факторов для развития Дальнего Востока, а ограничения в транспортной инфраструктуре востока страны привели к тому, что за 3 года 55 млн тонн грузов не смогли своевременно доставить до потребителей. Об этом на Восточном экономическом форуме заявил первый замминистра России по развитию Дальнего Востока Гаджимагомед Гусейнов:


За 10 лет [в ДФО] подписаны обязывающие инвестиционные соглашения с резидентами территорий опережающего развития на 9 трлн рублей. Это [около] 3 тысяч инвестиционных проектов. В экономику Дальнего Востока уже привлечено 4,2 трлн рублей. Все это будет требовать электрической энергии и необходимости вывоза этой всей продукции. За три года 55 миллионов тонн мы не смогли вывезти из Дальнего Востока, 65 миллионов тонн мы не смогли реализовать.

По словам Гусейнова, износ генерирующих мощностей на Дальнем Востоке в 1,7 раза превышает среднероссийские значения, а потребление условного топлива для выработки единицы электрической энергии выше на 22%. Замминистра полагает, что эти проблемы требуют кардинальных решений:

[Минэнерго] приняло решение о том, что [объединённую энергосистему] Востока объединяем со второй ценовой зоной [оптового рынка Сибири] и здесь запускаются многочисленные рыночные механизмы, которые в том числе и позволят на территории объединенной энергосистемы Востока создавать дополнительные мощности по механизмам конкурентного отбора мощности и новой генерации, модернизации [генерации] действующей (соответствующее решение Минэнерго страны приняло в августе.

Гусейнов сообщает, что по данным РБК, на Дальнем Востоке тарифы регулирует государство, но в ДФО с 2017 года действует механизм выравнивания цен в ряде регионов. Он позволяет компенсировать разницу между экономически обоснованным уровнем и среднероссийским за счет надбавки для остальных российских промышленных потребителей в ценовых зонах. Механизм действует до 2028 года, постепенно сокращаясь. Уход от надбавки приводит к росту нагрузки на региональные бюджеты).

Замминистра обратил внимание на проблематику изолированных энергосистем и отдельных энергорайонов, которые есть на Чукотке, Магадане, Якутии, Камчатке, в Бурятии, Хабаровске, Забайкальском крае. По мнению Гусейнова, регионам требуется финансовая поддержка государства для тарифного регулирования и развития генерации:

Давайте придем в Минфин, который даст нам финансовую поддержку для того, чтобы мы строили эту генерацию (модерировавший круглый стол министр энергетики России Сергей Цивилёв заявил, что если не получить соответствующую поддержку, то «последствия для экономики будут очень плачевные», поэтому «вопрос поиска финансовых ресурсов становится вторичным»). У нас предусмотрена была надбавка, благодаря решению президента, была поддержана такая надбавка, которая нам позволила в этих районах обеспечить для прочих потребителей стоимость электроэнергии среднероссийской.

Гусейнов говорит, что надбавка может начать уходить. По его словам, власти субсидировали старую генерацию и ежегодно направляют на это 30 миллиардов рублей. Замминистра предложил направить часть этих денег на модернизацию электроэнергетики на Дальнем Востоке, в том числе и в территориально изолированных системах.

РБК уточняет предложение Гусейнова: «Это небольшой объем в тарифе первой ценовой и второй ценовой зоны, меньше 2%, 7–8 коп. Я его [механизм надбавки] предлагаю продлить, но переформатировать. Не субсидировать в рамках этих денег неэффективную генерацию, а модернизировать ее. И тогда мы за счет того, что будет модернизировано, снизим тариф».
2 минуты