33 подписчика
Понятие супружества получает новое звучание, новую ценность. Потому что человек, вынужденный исполнять множество социальных ролей, нуждается в пространстве — «Доме», где он может снять маски, душевно обнажиться, остаться самим собой, но при этом не бояться, что его будут оценивать, что его отвергнут, обесценят, обидят, оскорбят. Там его будут принимать таким, какой он есть — без прикрас, будут помогать ему расти и развиваться.
Это поменяло отношение к супругу. Новое отношение к человеку, которого выбирают на всю жизнь, опиралось на ценности романтической любви. Ведь в начале 20 века люди были все еще ориентированы на то, что отношения будут длиться «до смертного одра», поэтому выбор спутника предполагал особое внимание к личностным качествам партнера. На него или нее возлагались большие надежды, которые, конечно же, могли и не реализоваться.
В поисках «родственной души» мы объединяем потребность в духовной близости и в отношениях, а это не одно и то же. Мы наделяем совершенными качествами партнера и ожидаем, что один человек может нам дать все то, что давала целая деревня (и заботу, и внимание, и восхищение, и контроль). Так эмоциональная близость из побочного продукта долгосрочных отношений превращается в обязательное условие.
Изобретенный западной культурой феномен «романтической любви» во многом построен на проекциях и идеализации партнера. В других культурах отношения чаще основаны на надежной связи и уважении к партнеру. Поэтому многие авторы подчеркивают, что феномен «романтической любви», с одной стороны, переоценивается людьми и нужно научиться с этими романтическими чувствами жить, их использовать, потому что в романтической истории, в романе очень много энергии, но она может быть и деструктивной. Роману не хватает рационального компонента, связанного с понятием обязательств.
Например, автор концепции трехкомпонентной теории любви Роберт Стэрнберг отмечает, что люди стремятся к надежным отношениям, но разговор с ними об обязательствах в отношениях обречен на провал, еще не начавшись. Большинство полагает, что основной ингредиент, который необходим для идеальных отношений, — это романтическая любовь, но фактически основными составляющими надежных отношений являются привязанность и обязательства. Роман представляет собой совершенно иную энергетическую систему, нежели нормальные человеческие отношения, построенные не только на страсти и близости, но и на обязательствах.
Секс с любовью и без: смена парадигмы отношений, изображение №1
Важно понимать, что мешает этой «совершенной любви» (по Стэрнбергу) развиваться. Социо-культурный контекст задает новые условия, возникают новые факторы, которые могут разрушать основы таких отношений. Это необходимо изучать и учитывать в своей работе специалистам.
Английский социолог Энтони Гидденс назвал «совершенной любовью» отношения, построенные без опоры на идеи брака и рождения детей — в традиционном понимании — как оснований для отношений. По мнению Энтони Гидденса, современный брак развивается в направлении «чистых отношений» или «отношений в их чистом виде», в которые пара вступает ради того, что может быть извлечено каждой личностью из поддерживаемой ассоциации с другим; и которые продолжаются до тех пор, пока обе стороны получают достаточно удовлетворения, чтобы сохранять их.
Современные люди, оказавшись в паре, начинают ценить эти отношения, понимать хрупкость их существования и работать над тем, чтобы быть интересным партнеру, поддерживать, питать эту связь, которая может, как живая ткань, разрушиться, разорваться…
Это важное понимание, что в современном мире отношения ничем другим не подкрепляются, кроме как желанием двух людей оставаться в этой связи. Именно это и является главным мотивом, их удерживающим.
Но мы живем в мире, где темп ускоряется, появляются новые реальности — например, виртуальная реальность. Цифровизация привела к тому, что наши виртуальные личности начинают жить своей жизнью. Мы можем страдать от того, что нас кто-то «исключил из друзей», что кто-то нам написал нехорошие комментарии.
3 минуты
4 сентября 2024