Найти тему
33 подписчика

Секс с любовью и без: смена парадигмы отношений

Проблема любви существовала всегда и во всех культурах. Образами любви наполнены произведения искусства арабской, японской, индийской и многих других культур. Древние греки описывали несколько видов любви: любовь-дружбу, любовь-нежность, любовь-игру, любовь по расчету и другие. Но та любовь, с которой чаще всего у нас ассоциируется это понятие, — романтическая любовь. Она возникла не сразу и присутствует не во всех культурах. Именно в западном обществе романтическая любовь превратилась в массовое явление.

Роберт Джонсон, автор книги «Мы: глубинные аспекты романтической любви», подчеркивает, что романтическая любовь — это особый феномен, настолько сильно энергетически заряженный, что в западной культуре становится той ареной, где мужчина и женщина занимаются поисками смысла, трансценденции, целостности и восторга, она превращается для них в религию»
Феномен «романтической любви» связан с особым отношением к партнеру. Влюбляясь, мы верим в то, что нашли свой идеал, вторую половинку и конечный смысл жизни, открывающийся в существовании другого человека. Найдя свою недостающую часть, мы обретаем ощущение целостности и полноты. В итоге ответственность за интенсивность чувств, связанных с этим состоянием, возлагается на партнера, несоответствие которого на каком-то этапе отношений, приводит к разочарованию.

Тому, что в западном обществе любовный роман становится основой брака, любовных отношений и эталоном «истинной любви», способствовал ряд обстоятельств. Новые отношения между мужчинами и женщинами начали выстраиваться под влиянием модернизации общества и в результате индустриализации, урбанизации, изменения размера семьи. Гендерный уклад, существовавший тысячелетия до этого, для многих менялся. Взаимодополняемые инструментальная мужская роль и экспрессивная женская роль, которые обуславливали распределение функций и отношений в семье, перестали быть комплементарными и равноценными. Мужчина оставался в социальном мире, он по-прежнему был главой семьи, но женщины тоже стали работать, учиться и реализовываться не только в семейных ролях, но и вне семьи.

Изменения были связаны и с новым отношением к личности — как к ценности, с отношением к каждому человеку персонально как к неповторимому, исключительному существу.

В это время проявляется новая потребность — потребность быть отраженным, замеченным, потребность в исследовании своего собственного психического внутреннего мира и в том, чтобы кто-то тоже этот мир видел, слышал и давал обратную связь, причем, желательно, конечно, позитивную, принимающую. Это потребность в безусловной любви, которую каждый человек имел когда-то в детстве от родителей (при хороших обстоятельствах).

Каждому хочется иметь с кем-то надежную связь, особое отношение к себе как к человеку, который единственный в этом мире — такая яркая, неповторимая индивидуальность. Многие хотят именно таких отношений, которые описывались в романах и стали идеалом к концу 19 века.

В Новое время у живущих в городах людей близкий круг значительно сузился и оказалось меньше возможностей получать поддержку и удовлетворять аффилиативные потребности в разных отношениях, как это было в деревне, в большой многопоколенной семье, где, если не получался контакт с одним родственником, его заменяли друзья, односельчане и другие родственники. При таких условиях партнер стал рассматриваться как друг, близкий человек, спутник жизни, а не как соратник в хозяйственно-бытовом союзе по выживанию и выращиванию детей, как это было ранее.

Под давлением требований эпохи индустриализации и тенденций к сокращению размеров семьи — возникает понятие «Дома», связанное с разделением окружающей среды на публичную и интимную сферы, в результате чего супружество начинает занимать ведущее место в системе семейных отношений.
3 минуты