81 подписчик
Секреты Шарьинского вокзала: История в каждом кирпиче
Шарьинский вокзал – это символ истории, перенёсший через свои стены множество переживаний и радостных моментов. Сколько людей прошло через его двери, сколько поездов он встретил и отправил за долгие годы своей службы!
ИСТОКИ
Вопрос о дате строительства вокзала мало кого интересует, и лишь некоторые шарьинцы могут вспомнить, что его история отражена в книге «Шарья» местного краеведа В. Я. Гущина. В этой книге упоминается, что станция Шарья появилась вместе с возведением участка Северной железной дороги между Вологдой и Вяткой. Официальное открытие движения состоялось 24 ноября 1906 года, одновременно был построен и вокзал в стиле эклектики, характерном для конца XIX – начала XX веков. Оконные проёмы, дверные арки и ниши выполнены в духе романского стиля, однако точная дата завершения строительства вокзала в книге не указана.
Информация о строительстве вокзала также содержится в приложении к журналу «Родина» 1996 года. В статье профессора Анатолия Ганулича, посвящённой вокзальным зданиям, рассказывается, что проект строительства дороги по линии Вятка — Вологда был начат в 1902 году под руководством Саввы Мамонтова. Каменные вокзалы, подобные шарьинскому, начали строить уже в 1903 году. Вокзал в Шарье был завершён в 1907 году, а проект здания был создан петербургскими архитекторами.
ВОКЗАЛ И ЗНАМЕНИТОСТИ
Для старшего поколения шарьинцев вокзал ассоциируется с известными личностями, которые проезжали через этот город. Например, Владимир Иванович Шубников, ветеран авиации, вспоминал, как в детстве наблюдал за проходящими поездами и играл на вокзале.
«Однажды из Буя в Шарью поступило сообщение:
— Литерный идет. Приготовьте паровоз.
Литерный поезд — это специальный состав, который движется вне расписания.
— А кто на нём? — спрашивают. — Для кого паровоз?
— Царя везут!
Эта новость быстро разлетелась по всей Шарье. На перроне собралось столько людей, как будто на демонстрацию. Была тёплая погода, я был босиком, мне только что исполнилось шесть лет. Происходило это в 1917 году, царскую семью везли в Тобольск.
Когда поезд остановился, все замерли в полной тишине. Только что шумели — и вдруг всё стихло.
Из вагона вышли несколько мужчин. Затем появился царь, за ним императрица. Они что-то тихо говорили с собравшимися. Я пробрался ближе под ногами людей. В дверях вагона появился казак с бородой, на руках у него был сын императрицы. В этот момент женщины в толпе начали плакать, голосить. Казак тут же развернулся и вернул мальчика обратно в вагон.»
АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
В прошлом шарьинский вокзал выглядел несколько иначе. Залы ожидания были разделены по классам: третий класс находился в том месте, где сейчас билетные кассы и камеры хранения, а первый – в бывшем ресторане. После революции классовое разделение было отменено, но табличка «первый класс» сохранилась ещё долгое время, напоминая о былых временах.
До радиофикации на перроне вокзала висел колокол, который извещал пассажиров о начале посадки и отправлении. В те времена перрон располагался ниже, и чтобы выйти на него, нужно было спуститься по восьми ступенькам. Первоначально здание вокзала украшали чаши, встроенные в большие круглые ниши, обращённые к перрону. Позднее их заменили бюстами Ленина и Сталина, которые со временем были убраны.
Интересной деталью вокзала является чугунное литье, напоминающее узорную решётку, расположенную на крыше здания. Этот архитектурный элемент сохранился только на шарьинском вокзале, тогда как на других вокзалах-близнецах, таких как Буйский, Николо-Поломский и Свечинский, он был утрачен.
2 минуты
4 сентября 2024