Найти тему

🌀 СУМЕРЕЧНЫЙ ЯЗЫК (1 из 2) 🌀


Тантрические сочинения зачастую написаны "интенциональным языком" (сандхья-бхаша), т.е. языком тайным, темным, двусмысленным, в котором состояния сознания выражаются через эротические термины, а мифолого-космологический словарь перегружен словами, имеющими хатха-йогические или сексуальные значения.

В Саддхарма пундарика-сутре выражения типа сандхабхашита, сандхабхашья, сандхавачана встречаются неоднократно. Бюрнуф переводил их как "энигматический язык". Керн – как "тайну", а Макс Мюллер – как "сокровенные речения". В 1916 г. Хара Прасад Шастри предложил термин "сумеречный язык", т.е. язык "света и тьмы" (ало-а-дхари). Однако только Видхушекар Шастри впервые показал, что этот термин является сокращенной формой слова сандхая, которое можно перевести как "нацеливаться на", "иметь в виду", "намереваться", "относиться к" и т.д. Здесь и в помине нет никаких признаков "сумеречного языка".

"Вполне возможно, что писцы, не зная истинного значения сандхаи или ее краткой формы "сандха", изменили это слово в "сандхью" ("сумеречный"), с которым они были очень хорошо знакомы". "Хеваджратантра" называет сандхабхашу "великим учением" (махасамая) йогинов, "великим языком" (махабхаша) и провозглашает его "исполненной священного значения (самая-санкета вистарам). Так "сандха" приобретает значение "тайны", "сокрытости".

Ритуальные загадки и шутки были в ходу еще с ведийских времен; (Ригведа, I, 164; I, 152, 3; VIII, 90, 14; X, 55, 5 и т.д. Атхарвабеда, VIII, 1; XI, 8, 10.) каждая по-своему открывала тайны Вселенной. В тантризме же мы найдем целую систему тщательно разработанных шифров, происхождение которых невозможно объяснить одной только замкнутостью його-тантрических опытов; для выражения подобных опытов издавна использовались символы, мантры и мистические буквы.

Сандхьябхаша преследует иную цель: во-первых, она старается скрыть учение от непосвященного, а во-вторых, что более важно, стремится ввести йогина в "ситуацию парадокса", необходимого для его духовного роста. Семантическая многозначность слов в конце концов сменяется двусмысленностью системы намеков, внутренне присущих и любому обычному языку. И эта деструкция языка тоже по-своему вносит вклад в "разрушение" профанного универсума и замещение его миром взаимообратимых целостных уровней.

👉 (Йога: бессмертие и свобода (1999); М. Элиаде, пер. С.В.Пахомова).

#читаем_с_ОРС
1 минута