84 подписчика
Арктическая ледокольная гонка
#сшаvsрф #кнрvsсша #нато
“Вавилон 2.0” уже писал о “Ледокольном пакте”, созданном в кулуарах июльского саммита НАТО, – промышленном альянсе США, Канады и Финляндии. В свежей статье Foreign Policy указывается, что трехстороннее соглашение арктических государств призвано привлечь технологии и производственные мощности к созданию современного флота ледокольных судов для стран НАТО и их партнеров по всему миру.
В качестве вводной, редакция “Вавилон 2.0” отмечает, что Китай в данный момент отправил в Арктику сразу 3 ледокола на фоне отсутствия в регионе американских ледоколов, которых на сегодня всего 2.
Сравнительно новый ледокол Healy Береговой охраны США пострадал от пожара в инженерном отсеке в конце июля во время ежегодного летнего арктического патрулирования и возвратился из прерванного патрулирования на одном двигателе.
Именно этот ледокол в 2023 году перемещался по Северному морскому пути, в ответ на что по курсу его движения Северный флот РФ проводил локальные учения.
Другой ледокол Береговой охраны США, 50-летний Polar Star проходит программу продления срока службы [т.е., ремонт, который является сомнительной альтернативой сдаче на металлолом] в сухом доке Маре-Айленда в Калифорнии.
В результате США останутся без надводного присутствия в Арктике минимум до конца года.
Как пишет FP, «Ледокольный пакт» — ответ на 2-е стратегические проблемы, с которыми столкнулись США и их союзники; обе так или иначе вызваны соперничеством с Китаем.
Во-первых, есть риск, что разросшаяся судостроительная империя Китая, которая на сегодня уже производит 51% всех кораблей мира, вытеснит атрофировавшееся судостроение США еще дальше на задворки.
Во-вторых, крепнущая геополитическая конкуренция в Арктике обнажила необходимость более глубокой координации между союзниками по НАТО и партнерами для противодействия наметившемуся сближению Китая и России в этом регионе.
FP напоминает, что Арктика приобрела особое значение, поскольку таяние морских льдов открывает новые фарватеры и доступ к природным ресурсам. Москва и Пекин развивают военное и торговое сотрудничество в регионе, поэтому странам НАТО в ответ приходится срочно наращивать собственные оперативные возможности.
Одна только Россия содержит флот из более чем 40 государственных и негосударственных судов ледового класса, включая атомные ледоколы. Китайский флот в настоящее время состоит из 4-х ледоколов, причем 2 из них были введены в эксплуатацию за последние 5 лет — и есть планы на будущее.
Между тем, у Финляндии насчитывается 12 действующих ледоколов, у Канады — 9, а у США — всего 2 устаревших судна [см.выше].
FP также напоминает о внутренних проблемах участников “Ледокольного пакта”.
Так, ряд ведущих финских компаний в сфере производства ледоколов имеют обширные связи с Китаем.
Другой “камень преткновения” — продолжающийся спор между США и Канадой, в рамках которого Оттава претендует на исключительную юрисдикцию над обширной арктической акваторией, по которой пролегает важнейший морской путь под названием Северо-Западный проход, соединяющий Атлантический и Тихий океаны через заполярные архипелаги.
До недавнего времени эта многолетняя тяжба, уходящая корнями в разночтения в толковании Конвенции ООН по морскому праву, вызревала подспудно. В последние годы она снова вышла на первый план, поскольку политики обеих стран все чаще подчеркивают значение Арктики для мировой торговли и безопасности.
2 минуты
3 сентября 2024