38 подписчиков
Очень простыми словами о том, как работает РЭБ.
Дмитрий Игоревич ругается на состояние РЭБ:
Отдельно про "армейский" Рэб скажу так — во время моей ноябрьской поездки я не слышал ни одного хорошего слова о них.
Стоят в тылах и ложат связь своим. Спуфят ночью ГПС и народ на камазах/уралах, едущий без фар ночью, падает с дорог или едет крайне не туда.
Главное — уже даже нашим мавикам похрен на "армейский" Рэб. Ноблин "глушат" своих, чтобы хохлы смеялись.
Окопный вот работает.
Благодаря тому что его проверяют, и пользователям он не на парадах нужен...
И советует цикл(1,2,3) от Северного ветра:
О жизни донов с РЭБом
Первое, что нужно понимать: у нас РЭБа нет. Все средства радиоэлектронной борьбы, доступные на ЛБС, имеют в своём составе китайские модули первого поколения (расскажу в деталях), годны исключительно против аппаратов, выпущенных с ними в одно время и очень ограниченно, поскольку сказываются и на здоровье оператора.
По ту сторону фронта на РЭБ и РЭР (радиоэлектронную борьбу и радиоэлектронную разведку) тратятся бюджеты НАТО, работают институты и частные компании, а с нашей стороны — «всемогущий» Ростех и, в противовес ему — частники-энтузиасты, запуганные ФСБ, налоговой и работающие за собственные деньги и за пожертвования. Действующая власть сделала максимум для того, чтобы эти коллективы не вышли за рамки, очерченные «синдромом рублёвской форточки» и не создали, не приведи Бог, чего действенного. Думаете, у нас может быть свой «Старлинк»? Нет, мы — Германия после Версальского договора, только нам запрещено не иметь армию, а развивать науку. Главный пробел — в прикладных дисциплинах, но и фундаментальная наука скоро уйдёт в небытие. Советские наработки уже неактуальны, а новых нет.
Итак, давайте разбираться. Для начала — некоторые фундаментальные знания.
0) Радиоволны — это НЕХ (магия вне Хогвартса), которая распространяется со скоростью света, очень его напоминает по свойствам, но невидимая глазом. В остальном — курим википедию, учебник физики, журнал «Радио» и бессмертные «Антенны» Карла Ротхаммеля.
1) Современный БПЛА имеет стандартно три потока информации: 1 — управление (может не быть, если идём по программе, например), 2 — телеметрия (информация о состоянии борта, может отсутствовать) и 3) видео (также может отсутствовать, но почти всегда есть. Может включать данные телеметрии). Первый канал — восходящий (от пульта на борт), второй и третий — нисходящие (с борта на пульт). Канал управления - самый малонагруженный по информации, канал видео — самый нагруженный. Чем менее нагружен канал, тем сложнее его заглушить — за счёт избыточности (информацию можно передавать неоднократно, особо не напрягаясь).
2) Задача РЭБ — заблокировать приём корректного сигнала приёмником. Такая формулировка позволяет считать эффективным и, например, уничтожение передатчика, и подавление сигнала, и постановку помех — всё это средства РЭБ.
Из этого определения следует, что воздействовать мы можем, по сути, только на приёмник. К передатчику мы можем применить лишь метод его физического уничтожения. Следовательно, правило №1: глушить надо приёмник. С пониманием этого факта ружья, которые оборудованы «излучателем для глушения сигнала телеметрии / видео» изначально являются лохотроном, поскольку работать могут лишь случайно будучи направленными на приёмник (то есть, на оператора).
3) При передаче почти всегда используется ППРЧ — псевдослучайная перестройка рабочей частоты. В этом случае частота передачи выбирается из какого-то диапазона (ограничения, как правило, связаны с аппаратными возможностями радиотракта) случайно и изменяется по некоему закону (формуле или числу), известному приёмнику и передатчику, от нескольких раз до нескольких тысяч раз в секунду. То есть, передатчик скачет по частотам, а приёмник скачет также, поскольку этот закон им известен обоим. Это позволяет эффективно обходить помехи на конкретной частоте — сигнал передается на разных частотах по очереди.
4) БПЛА сейчас оборудуются достаточно сложными стандартными приёмниками (TBS Crossfire – 868-915 МГц, ELRS – 915 и 2.
3 минуты
1 сентября 2024