50 подписчиков
В России давно назрела необходимость изменений в сфере управления многоквартирными домами.
Депутаты комитета Госдумы по строительству и ЖКХ считают, что необходимо создать систему учета технического состояния МКД, чтобы оперативно выявлять «брошенные» дома и решать вопрос о назначении управляющей организации.
Минстрой России прорабатывает стандарты управления многоквартирными домами для повышения эффективности и прозрачности в сфере регулирования работ и услуг, которые оказывают управляющие компании. Также обсуждаются требования к персоналу и материально-техническому обеспечению управляющих организаций на уровне лицензий.
Рассматриваются три сценария модернизации. Которые сейчас активно обсуждаются экспертами отрасли.
• Консервативный: сохранить систему лицензирования, но существенно изменить регулирование и перераспределение полномочий между органами власти, ужесточить лицензионные требования.
• Прогрессивный сценарий: переход на обязательное саморегулирование деятельности (СРО) управляющих ЖКХ, передача большинства надзорных полномочий Национальному объединению и региональным СРО, установление неконкурентного принципа (один регион – одна организация), госконтроль за СРО, включая участие представителей органов власти в управлении организациями.
• Альтернативный сценарий: переход к институту региональных операторов управления жилищным фондом, передача рынка управления жилфондом государству и упразднение управляющих организаций. Вместо них предлагается создать эксплуатирующие организации, которые будут получать аккредитацию у регионального оператора.
Основной плюс прогрессивного сценария в передаче контроля от органов власти к саморегулируемой организации. Благодаря этому СРО будет самостоятельно и за свой счет устанавливать стандарты и правила деятельности, контролировать соответствие им УК и прекращать допуск на рынок недобросовестных игроков. Лицензирование превратилось в формальность. И не может реагировать на современные вызовы и задачи. Нарушения приводят к штрафам. Но это никак не отражается на техническом состоянии МКД. Систему допуска на рынок управления МКД необходимо совершенствовать. Власти регионов должны получить дискреционные полномочия, чтобы регулировать управляющие компании с учетом территориальных, климатических, политических и экономических особенностей местности.
По самым консервативным оценкам экспертов, суммарная задолженность в ЖКХ достигла 1 трлн рублей, половина которой приходится на долю управляющих компаний. И значительная часть этих долгов никогда не будет уплачена.
Примерно у одного из 10 жильцов многоквартирного дома складываются позитивные взаимоотношения с УК. Эксперт Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ Ольга Аринцева полагает, что УК устанавливает тариф не по потребности дома как инженерного сооружения, а по психологической и экономической готовности домохозяйства тратить средства на содержание дома. Люди платят не столько, сколько требуется для полноценного ухода за их домом, а столько, сколько готовы платить.
Поэтому, например, возврат к системе эксплуатирующих госорганизаций точно так же повлечет необходимость повышать «тариф на содержание». Только он будет утверждаться не общим собранием жильцов по предложению УК, а решением государства о минимальной плате за метр жилья. При этом потребуется дофинансирование из госисточников.
Нужна система саморегулирования со страхованием ответственности УК и наличием компенсационного фонда для возмещение убытков собственникам в случае недобросовестного исполнения обязанностей УК. Система лицензирования или регоператоров таких гарантий не дает, а ведет лишь к созданию безответственного и неконкурентного монополиста.
Существует также проблема аварийных домов. Поскольку управляющие организации – это юрлица или ИП, действующие по лицензии, они зачастую отказываются «управлять» аварийными многоквартирными домами из-за сверхубыточности.
3 минуты
1 сентября 2024