360 подписчиков
Министр иностранных дел России Сергей Лавров дал большое интервью для документального фильма «Мосты на Восток» на телеканале RT.
Текстовая расшифровка. Часть третья:
❗️Некоторое время назад в прессе были сообщения о возможной встрече Президента Сирии Асада и Президента Турции Эрдогана и о восстановлении двусторонних отношений.
Какова роль России в этом процессе? Каковы сегодня перспективы этого урегулирования после недавнего заявления Асада об отсутствии прогресса в этом направлении?
✅Турецкий фактор – это тоже одно из обстоятельств, которое связано с территориальной целостностью Сирийской Арабской Республики, потому что «Идлибская зона деэскалации» контролируется турецкими войсками.
✅Это было сделано в 2019 году с целью подавить бушевавший в том районе террористический альянс «Джебхат ан-Нусра».
✅Турки без проблем взялись за то, чтобы утихомирить эту территорию. В 2019-2021 годах между Президентом Турции и Президентом России были достигнуты договоренности.
✅Позволявшие продвигаться по пути выдавливания террористов из этого анклава и по их замене в соответствующих населенных пунктах на власти, которые будут готовы вести диалог с правительством.
✅Была договоренность о разблокировании дороги «М4», позволявшая связывать Дамаск с центральной частью Сирии.
✅Все это закреплено на бумаге, но, к сожалению, выполняется крайне медленно. Угроза со стороны террористов оказалась более серьезной, но мы побуждаем наших турецких коллег к тому, чтобы они выполняли свои обязательства.
✅Президент Турции и его министры постоянно подчеркивают, что они уважают территориальную целостность Сирии и их пребывание на этой территории является временным до решения террористической проблемы.
✅Подобные обязательства записаны во всех документах, которые принимаются в рамках Астанинского формата.
✅В нем работают Россия, Турция и Иран. Он является перспективным форматом содействия урегулированию оставшихся проблем в Сирийской Арабской Республике.
✅Но пока в силу того, что Турция работает в «Идлибской зоне деэскалации», а также осуществляет отдельные вылазки против курдских экстремистов, Дамаск весьма настороженно относится к восстановлению отношений с Анкарой.
✅Мы с большими усилиями по линии внешнеполитических ведомств и министерств обороны в прошлом году сумели провести встречи с участием и оборонных ведомств, и министерств иностранных дел, и спецслужб.
✅Там попытались обговорить условия, способные привести к нормализации отношений между Сирией и Турцией.
✅В этих встречах участвовали представители Сирии, Турции, России и Ирана. Встреча была полезной.
✅Мы не смогли договориться о том, как действовать дальше. Сирийское правительство считает, что для продолжения этого процесса необходимо четко решить порядок эвентуального вывода турецких контингентов из Сирии.
✅Турки к этому готовы, но пока параметры не удается согласовать. Речь идет о возвращении беженцев, о мерах подавления террористической угрозы, что сделает ненужным пребывание турецких контингентов. Все это в работе.
✅Сейчас исходим из целесообразности готовить очередную встречу. Уверен, что она состоится в обозримой перспективе.
✅Заинтересованы, чтобы наши партнеры в Дамаске и Анкаре нормализовали свои отношения. Тем более, что у нынешних лидеров Турции и Сирии были теплые отношения до начала «арабской весны». Думаю, что это тоже сыграет свою роль.
2 минуты
31 августа 2024