Найти в Дзене

Польский проект


Прежде чем погружаться в специфику работы с паспортами, расскажу немного об истории вопроса.

В 1992 между Польшей и Россией было заключено межправительственное соглашение о сотрудничестве сфере увековечения солдат, погибших в период Второй мировой.

Один из главных постулатов того соглашения в том, что Россия и Польша обязуются сохранять могилы, вести их учёт и обмениваться информацией.

В рамках этого соглашения, польская сторона передала нам все книги кладбищ, а мы создали при посольстве отдел по военно-мемориальной работе.

В 1996–1998 совместными усилиями был проведен мониторинг братских могил и создали первые учётные карты. Поскольку Памяти народа тогда не было, то и искать солдат было крайне сложно. Информация о том, кто похоронен в той или иной могиле приходила только от родственников, которые писали в посольство или Польский красный крест (ППК).

Эта информация и вносилась в паспорта. С 1996 традиционно поляки просили согласовывать с ними паспорта. В принципе это понятно, потому что уход за могилами лежит на польской стороне, а вдруг наши лишних допишут. Но списки никто составлять не запрещал. Просто их не составляли.

В таком вот режиме отдел просуществовал до 2007, когда было принято решение о создании представительств министерства обороны РФ по военно-мемориальной работе.
Нетрудно догадаться, что первое было открыто в Польше. Польское представительство получило штат из четырех сотрудников с зарплатой в $ и должно было заниматься только учётом кладбищ и всяческой работой по этим кладбищам.

Напомню, что Память народа к этому моменту уже успешно существовала 6 лет как.

Прошло ещё 5 лет, и в 2013 польское представительство МО РФ разродилось обновлёнными паспортами воинских захоронений.

Дальше следим за руками: эти паспорта были копией польских книг кладбищ, которые были сданы нам ещё в 1992.

Бинго.
С 1996 по 2013, сожрав кучу государственных денег, представительство Минобороны не сделало ровным счётом ничего. А надо понимать, что 80% польских кладбищ — это "крупняки", т.е. захоронения 10–15–30 тыс. человек. Чиновники высокого ранга уныло кивали, мол, польская сторона не согласовывает паспорта, но, зная, как эти паспорта делаются, я хорошо понимаю почему не согласовывали. Чего их согласовывать, если нового в них нет. Но представительству очень удобно кивать на ПКК мол, они вот не согласовывают, а раз так, то делать ничего не будем.

Прошло ещё 10 лет. Было съедено ещё энное количество госбабла. И в 2021 появились обновленные паспорта на 45 захоронений. А могил больше 600 всего.

И...как вы уже догадались: по беглому осмотру и эти паспорта тоже точная копия польских книг кладбищ. "Не согласовывают". Между тем, в этом же году согласование со страной пребывания вообще отменили. Но я не поленилась и связалась через друзей с ПКК, мол, давайте я вам пришлю список, вы согласуете и отправите в представительство.

Надо ли говорить, что ПКК открытым текстом сказал, что все списки к ним должны приходить из представительства, и они с радостью их согласуют, ваще не проблема.

Резюме
⭕️На сегодняшний день мы имеем 45 паспортов, которые по предварительным оценкам сделаны некачественно и не содержат никаких новых данных.

⭕️Больше полумиллиона бойцов лежат в Польше, но их родственники не могут найти захоронения, потому что в паспортах нет списков.

План такой
✅ Мы заставим представительство переделать эти паспорта. Аргументированно, тыкая носом в их ошибки. Пусть переделывают.

✅ Для этого по каждому паспорту будет проведена архивно-поисковая работа и составлен проект нового паспорта так, как он изначально должен быть.

✅ С сопроводительным письмом это будет отправлено в Департамент по увековечению, т.к. они являются головной организацией для представительства.

➡️ Итого 45 писем и 45 кладбищ, чтобы научить энное количество чиновников работать на совесть за свою немаленькую зарплату.

✏️ Хронику будем вести раз в неделю здесь #Польша

🔥Поддержать идею и проект можно любым донатом на карту по номеру +79888302514

Ваша Алина Акоефф
3 минуты