Найти в Дзене
2498 подписчиков

В ответ на пост

Цена человеческой жизни

Любой крупный бизнес имеет свои побочки. Но у фармбизнеса они особые. Вот несколько примеров:

1. Из прошлого поста вы знаете, что разработка лекарства - это многолетний процесс с миллиардными затратами. Если лекарство проходит сертификацию, оно может озолотить создателя, потому что на него будет действовать патент следующие двадцать лет.

Так вот, в 2015 году крупная фарм компания за $55 млн купила права на препарат для лечения редких инфекций. Сразу же после этого она взвинтила цену с $13,50 до $750 за таблетку, используя свое монопольное положение.

Гендиректора компании тут же назвали самым ненавистным человеком Америки, который наживается на горе людей. Но коммерсант и не думал оправдываться. В одном из публичных выступлений он заявил, что действовал в интересах акционеров. И на вопрос, поступил бы он так еще раз, цинично ответил "да".

Когда читаешь эти возмущения людей, то хорошо их понимаешь. Но при этом, странно винить бизнес в том, что он начал выжимать соки из своего продукта. Здесь больше претензии к государству, которое должно регулировать это фиаско рынка.

2. В 1976 году фармкомпания Servier выпустила препарат Медиатор, который применяли для понижения уровня жира в крови и подавления аппетита. Изначально препарат назначали диабетикам, однако врачи стали прописывать его и другим пациентам.

Со временем стало известно, что у Медиатора был серьезный побочный эффект - лекарство повреждало сердечные клапаны. В ходе расследования выяснилось, что из-за Медиатора погибли сотни людей, а пострадали тысячи. Как на эти новости реагировала компания?

До последнего утверждала, что ни о каких побочных эффектах она не знала – поэтому не предпринимала никаких мер. В итоге Servier оштрафовали на какие-то 2,7 миллиона евро, а бывшему замдиректора дали четыре года условно. Вот вам и косвенный метод измерения стоимости человеческой жизни.

3. Наконец, история с противоэпилептическим средством Depakine от Sanofi, патент на которое истек в 1998 году. Все началось с разбирательства женщины, чей сын сильно отставал в развитии, хотя мать вела очень здоровый образ жизни и никаких предпосылок родить больного ребенка не было.

Родители записывали его состояние на видео для врачей и в итоге у него выявили тяжелые неврологические заболевания. Его мать начала обширное расследование побочных эффектов препарата Депакин, который она принимала будучи беременной.

Позже нашлись и другие жертвы, которые заявили, что никого из них не предупредили о рисках принятия этого препарата во время беременности.

Чтобы понимать масштаб трагедии, достаточно взглянуть на статистику. С момента выпуска Depakine в 1967 году прошло более 50 лет . За это время родилось от 15 до 30 тысяч детей с врожденными дефектами от матерей, которые принимали лекарство.

Компания Sanofi, конечно, защищалась как могла: сначала она отказывалась комментировать судебные процессы, затем  утверждала, что своевременно информировала органы здравоохранения о побочных эффектах.

Закончилось все тем, что в 2015 году Sanofi наконец изменила инструкцию препарата, добавив предупреждение о риске проблем с развитием у детей. 

Глядя на все эти истории, мне смешно слушать мнения, что в мире фармы все идеально и честно, и что ни исследователи, ни проверяющие не могут в какой-то момент пойти по кривой дорожке.

Кто-то скажет - но в последнее время о таких громких скандалах мы не слышали. А я вам скажу - давайте подождем лет двадцать.

2 минуты