Найти тему
27,6 тыс подписчиков

В День знаний поздравляем всех причастных и вовлечённых, а также вспоминаем, как воспитывали и обучали детей венценосных семей. Сегодня расскажем об Александре Николаевиче, императоре Александре II.


В 1824 году, когда великому князю исполнилось шесть лет, к нему был приставлен воспитатель – Карл Мердер. В следующем году наставником маленького великого князя назначили известного поэта Василия Жуковского, который писал:

«В голове одна мысль, в душе одно желание – не думавши, не гадавши, я сделался наставником наследника престола. Какая работа и ответственность! Занятие, питательное для души! Цель для целой остальной жизни. Чувствую ее великость и всеми мыслями стремлюсь к ней!».

Василий Жуковский ответственно подошел к своей миссии и даже отправился заграницу для изучения новейших педагогических теорий – французского просветителя Жан-Жака Руссо и швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци.

Свои наработки и умозаключения Жуковский изложил в «Плане учения». «…Учение Великаго Князя предположено было распределить на 12 лет (с 8-ми до 20-ти) и разделить на три периода.

Первый период – отрочество, от 8 до 13-ти лет; – учение приготовительное. <…> Второй период – юношество, от 13-ти до 18 лет, заключает в себе учение подробное. <…> Третий период – первые годы молодости, от 18-ти до 20-ти лет – учение применительное. В этот период Воспитанник более действует сам, нежели приобретает от наставника».

Согласно плану Жуковского, распорядок дня наследника выглядел так:
6-7 часов – подъем, молитва, завтрак, подготовка к урокам;
7 -14 часов – уроки с перерывом на отдых;
14-17 часов – прогулка, обед, игры;
15-19 часов – уроки;
19-20 часов – гимнастические упражнения;
20 часов – ужин;
21-22 часа – ведение дневника.

Жуковскому, по его словам, было «поручено наблюдение за учебною частию», а нравственное воспитание возложено на генерала Карла Мердера: «Мердер выполнял свою святую обязанность до смерти, девять лет, находясь при своём царственном воспитаннике и успев сообщить характеру Великаго Князя, в то время как он ещё слагался, всю чистоту, ревность и ясность. Так что доброта сделалась, так сказать, прирождённым качеством Монарха».

До 1832 года великий князь изучал французский, немецкий, английский и польский языки, географию, Закон Божий, арифметикуа, артиллерию и фортификацию, занимался рисованием и гимнастикой, затем – естественной историей, исторической географией, математикой, физикой, химией.

После второго периода обучения, в 1837 году, когда в соответствии с планом, составленным Жуковским, наступала пора «применительного учения», Александр отправился путешествовать по России. Он побывал в 30 губерниях.

Изображение: Алоизий Рокштуль. Портрет императора Александра II на фоне Белой башни. 1864. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»
Фото: ГМЗ «Царское Село»
2 минуты