Найти тему
164 подписчика

Продолжение..


Когда всё получается, то идет мощная подпитка гормонами удовольствия, серотонином и дофамином. (А игра и должна приносить удовольствие).
А в обычной настольной или спортивной игре, от которой ребенок убегает в слезах, есть зрители, другие участники, яркий соревновательный момент, там есть оценка внешняя, есть и внутренняя. У ребенка в 5−6 лет уже есть «Я», и он примеряет: я успешен или не успешен? Как только появляются зрители, то дело разлаживается.
Ну так, может быть, просто не играть в то, что не выходит? И не осваивать то, что плохо получается?
Игра и соревнование нужны ребенку для развития, как чисто технических навыков, моторики, так и психологических.
Фрустрация, опыт проигрыша — полезный опыт. Это стимул поискать, как я могу справиться, найти свой способ. Ни у кого в истории человечества ничего не получалось сразу.
Избегать неудач в игре, в освоении нового не нужно. Иногда проигрыш с точки зрения психологической важнее, чем легкая победа. Найти зону, где я могу развиваться и расти, — это очень здорово.

Что чувствует ребенок?
Поэтому родителям важно обращать внимание на такие ситуации и стараться научить ребенка не бояться, если сразу не получается (даже если на тебя смотрят зрители). Всё детство — это бесконечная череда проб нового. Многим детям, застенчивым, сверхчувствительным, интровертам, очень сложно входить в ситуацию игры, соперничества.
А для начала важно подумать вот о чем: для всех за проигрышем стоят разные причины, разные истории. Что это может значить для вашего ребенка? Например:
— «Я хуже всех (глупее, медленнее)»;
— «У меня никогда не получится»;
—  «Другие будут надо мной смеяться»;
— «Проиграть стыдно. Папа говорил, что если ты проиграл, значит, ты неудачник»;
— «Я маленький, значит, все должны были мне уступать»;
—  «Они сделали это специально, как-то обманули, провели меня, устроили какой-то заговор (уже играли и знали, как правильно)»;
— «Мне скучно, игра сложная/непонятная».
Здесь мы четко видим 2 линии: позиция, где ребенок обвиняет себя, и позиция, где он винит внешние обстоятельства, других людей.
С ребенком нужно обязательно об этом поговорить. В 5−6 лет вы уже можете спросить: Какие мысли и чувства у тебя появляются, когда ты проигрываешь?
Но этот разговор лучше заводить на следующий день, потому что яркие эмоции и переживания притормаживают нашу способность мыслить здраво. Да и взрослый сам обычно на взводе.
Ответы ребенка станут для взрослого ключом к тому, что происходит на самом деле, какие внутренние смыслы у этой ситуации, и подсказкой, что можно и нужно сделать, чтобы помочь ребенку справиться с этим препятствием.

Частые ошибки родителей
Вот ошибочная реакция родителей, которая совершенно точно не помогает преодолеть трудности.
• Говорить: «Перестань плакать, это просто игра!»
• «Не расстраивайся! Это сложная игра, больше не будем в нее играть».
• Родитель часто начинает поддаваться. Секрет в том, что дети это сразу замечают и начинают как-то объяснять для себя. Например, делают вывод: наверное, мама думает, что я совсем глупый.
• Мама и папа начинают ругаться друг с другом при ребенке. Потому что каждый из членов семьи относится к проигрышу и выигрышу по-своему. Папа говорит: «Давай! Вперед, пока не получится!», а мама: «Да оставь ты его в покое, ему сложно, ему не подходит». И разгорается спор.

Как помочь ребенку?
Поддержите и помогите разобраться в себе. Задайте ребенку вопросы, если он выдает очень эмоциональную реакцию, когда что-то не получилось.
Что спросить?
1. Что у тебя получается хорошо сейчас? Что сначала было трудным, не получалось, а потом — стало. Здесь уместно вспомнить и о своем похожем опыте (как учился в детстве кататься на велике, как в лагере тебя все обыграли в настолку).
2. Что ты делал, когда у тебя плохо получалось? Пробовал снова? Просил помощи у старших? Потихоньку тренировался один, пока никто не смотрит?
3. Когда проиграл, какие чувства и мысли были? А когда выиграл? (Если ребенок при каждом выигрыше танцует ламбаду на столе и кричит, какой же он крутой, это тоже повод задуматься).
4.
3 минуты