40 подписчиков
Памятников чистого типа шатровых церквей сохранилось очень мало, наперечет. Видимо, патриаршее запрещение в XVII веке было более губительным, чем кажется сначала, так как не может быть никакого сомнения, что народ, строя свои шатровые церкви в измененном виде на четверике восьмерик в дальнейшем, всем своим сердцем и душой склонен был к древнейшему типу, когда гигантский восьмиконечный столб, башня высоко поднимались от земли к северному торжественному небу и заканчивались огромным восьмигранным шатром с лемеховой главкой.
То явное желание сохранить мысль о шатре, даже отступя от полного его идеала, поставив восьмиконечник на требуемый церковью четырехгранник и тем самым, внося архитектурное неудобство в смысле трудного приспособления к четырехграннику приделов, говорит о насильственном характере изменения более, чем о естественном желании комбинировать два типа.
Так как шатровый храм от земли был древнейший, то патриаршее запрещение, приостановившее его возведение в XVII столетии, способствовало его естественному уничтожению от давности, невозобновляемые храмы быстро исчезали, на месте сгоревших уже не строили точно «по старине». Все множество дошедших до нас комбинированных шатровых храмов на четверике, как раз воздвигнуто после патриаршего запрещения, в XVII и в XVIII веках.
Припоминая народную психологию при сооружении «клетцких» храмов, видевшую в них тот же шатровый храм, несколько недоконченный по видимости, но вполне ясный в воображении, можно допустить, что народ примирился с такой же, но уже меньшей видимой недоконченностью и шатрового храма на четверике, раз в его воображении жил полный образ мощного шатра с земли. Но как все же ни красивы и ни великолепны шатровые храмы комбинированного типа, они далеко не действуют так полно и глубоко на зрение и сердце, как действуют шатровые, древнейшие храмы.
Те выходят как бы прямо из земли, связанные с нею корнями, прямые, строгие, стройные огромные свечи – колонны, лишенные всего случайного, отвлекающего внимание на мелочи, лишенные как бы всякой связи с суетливым человеческим миром, поставленные на страже мира, обращенные только к горнему, великанские своими бревнами, углами, колчугами лемехового шатра и непонятно-таинственные доселе, так некрасиво названной своей «луковицей» главкой, с размахнувшимся крестом па лазури.
Здоровое, целое, вечное искусство народа, его сила, воля, как бы мускулатура его, уверенные взмахи закаленной, неослабевающей от работы руки! Народное миропонимание, его вера, его свеча небу поставлена в образе шатрового храма.
2 минуты
9 сентября 2024