32 подписчика
К 125-летию со дня рождения Марии Вениаминовны Юдиной 🎹
Имя Юдиной многим известно как имя пианистки, бросившей вызов Сталину. Она стала легендой при жизни, подарила слушателям огромное количество неизвестной в Советском Союзе музыки, бесстрашно исповедовала христианскую веру и занималась благотворительностью, живя в нищете.
«Я благодарю Вас, Иосиф Виссарионович, за Вашу помощь. Я буду молиться за Вас днем и ночью и просить Господа простить Ваши великие грехи перед людьми и страной. Господь милостив, и Он простит Вас. Я отдам деньги церкви, в которую хожу».
По свидетельству Д. Шостаковича, такую записку Мария Вениаминовна передала Сталину после получения невероятного по тем временам гонорара за запись пластинки с Концертом № 23 для фортепиано с оркестром В. А. Моцарта. И в этих словах не было ни грамма пафоса. Она действительно так чувствовала, так жила — пламенно и бескомпромиссно.
🔵Сценической одеждой Юдиной было длинное чёрное платье и стоптанные кеды. Эта же одежда была и повседневной. Удивительно, как ей удавалось помогать опальным деятелям искусства, навещать репрессированных священнослужителей и ни разу не оказаться на допросе. Конечно, Юдину подвергали профессиональным гонениям, увольняли, не давали преподавать, но судьба уберегла пианистку от лагерей и жестокой расправы.
🔵Близкий друг, философ Михаил Михайлович Бахтин, говорил о ней так: «Она могла выдержать то, что обыкновенный человек выдержать не может. Она могла бы на костёр взойти». И в его словах тоже не было пафоса и преувеличения. Возможно, поэтому Юдину и боялась власть — она всегда говорила правду. С Бахтиным Мария Вениаминовна познакомилась в родном городке Невеле. Она входила в так называемый бахтинский кружок интеллектуалов-единомышленников. Михаил Михайлович отмечал, что никогда не видел ее «молодой» — всегда была слишком серьёзна, слишком рассудительна.
🔵Думала о монашестве, но приняла музыку как дар и задание от Бога послужить ближнему:
«…есть во мне то, что не от меня, но во мне от Господа и что Ему же служить и может, и должно — искусство и некоторое наличие мысли… И мне жаль, что и то, и другое гибнет — в неисчислимых заботах, отсутствии времени, отвержении, невнимании, забвении, непонимании». При этом крестилась в православие Юдина довольно поздно, в возрасте 20 лет. В юности особенно интенсивно она вела дневники, ставя перед собой самые высочайшие планки: «Нужно быть доброй, нужно согревать людей, не жалеть себя, творить добро — всюду, где можешь. Я хочу показать людям, что можно прожить жизнь без ненависти, будучи в то же время свободным и самобытным. Да, я постараюсь стать достойной внутреннего голоса своего».
🔵Оставаться в рамках одного лишь рояля она не могла, её интересовали самые разные вещи, и в их постижение Юдина погружалась глубоко и страстно. Брала уроки игры на органе, ударных инструментах, виолончели, штудировала классическую филологию и историю Средних веков, любила петь, великолепно знала поэзию и живопись, владела иностранными языками, много читала и переводила, с юных лет изучала философию — от античности до Канта, Гегеля и русских философов.
🔵Ещё одним её даром была способность дружить. Мария Вениаминовна оставила после себя несколько томов переписки с величайшими людьми ХХ века. И всё-таки главным призванием Юдиной, думается по прошествии времени, была любовь к Богу и к людям. Именно через горнило этой любви она сумела пропустить каждый свой поступок, каждое своё слово.
2 минуты
9 сентября 2024