Старинные фабрики, фабричный знак и скандал с подделками: как 150 лет назад в Туле изготавливали гармони.
Сотрудники музея «Гармони деда Филимона» недавно нашли документы, подтверждающие, что гармонное производство в Туле стало первым не только в России, но и в Европе.
История родины гармонного производства начинается с того, что три года назад в музей был передан шильдик фабрики Василия Михайловича Грызлова. Этот знак — фабричный идентификатор, который прикрепляется к продукции. Существовали сомнения в том, относится ли он к гармони, поскольку не было прямых указаний на тип продукции. Однако по внешнему виду шильдик сильно напоминал элементы гармонного производства.
«Затем нам стало известно о завещании Грызлова, в котором он передал своей жене Анне Петровне дом на Большой Веневской улице в Чулковской слободе, капитал и гармонные товары как выделанные, так и невыделанные. Это подтвердило наши подозрения о том, что шильдик действительно был связан с гармонным производством», — делится информацией сотрудник музея Егор Алешин.
Вскоре был найден и документ, подтверждающий этот факт. В ведомости, описывающей гармонную фабрику Анны Петровны Грызловой от 1885 года, в графе «дата основания фабрики» указан 1825 год, что подтвердило наши предположения. Этот документ был подписан сыном Грызлова, Иваном, что говорит о его подлинности. Теперь мы уверены, что гармони начали изготавливать фабричным способом именно в Туле в 1829 году, а не в Европе, как считалось ранее.
По имеющимся данным, фабрика Грызлова производила 2500 инструментов в год на сумму 2000 рублей. Цены на гармони варьировались от 25 копеек до 5 рублей. Фабрика нанимала 23 работника: десять мужчин, десять женщин и троих малолетних. Она работала круглогодично в деревянном здании. Анна Петровна Грызлова не умела читать и писать, и за нее дважды подписывался сын Иван.
Ранее начало гармонного производства в Туле связывали с 1830 годом, когда оружейник Иван Сизов приобрел немецкую однорядную гармонь на нижегородской ярмарке за сорок рублей. Вернувшись домой, он изготовил ее копию, которая ничем не уступала оригиналу, и начал производить этот новый инструмент.
«В архиве я нашел первые упоминания о Сизове только в 1839 году. Однако необходимо изучить ведомости полицейского управления, которые с начала века вели статистику кустарных производств. Сизов привез инструмент с ярмарки, где были специальные списки. Также нужно исследовать документы, касающиеся первых гармони на ярмарках», — говорит Егор Алешин.
За последний год сотрудники музея изучили более двухсот архивных дел и продолжают анализировать обширный массив материалов, связанных с гармонным промыслом. В музее также поступают новые документальные источники, включая прейскуранты, самоучители и учебники. Особенно интересен «Устав профессионального общества рабочих и работниц по обработке гармоний в г. Туле и Тульской губернии», находящийся в фондах музея.
#русскиенародныепесни #гармоньновости #москва #россия #концертгармонстов #творчество #гармонь #гармошка #русскаягармошка #русскоенародноетворчество
2 минуты
8 сентября