Найти в Дзене
102 подписчика

ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ПЛЮК ИЛИ ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ ДАНЕЛИЯ ФИЛЬМОМ "КИН-ДЗА-ДЗА"

Впервые, когда посмотрел странный фильм по названию напоминающий растение-приправу для салата, в 8-9 лет, запомнилась монотонная композиция "Мама, что я буду делать", депрессивный, пустынный пейзаж с проржавевшей техникой и остроумными комментами Леонова и Яковлева (со вторым наглядно был знаком не так). Врезались в память привыкшие к унижениям персонажи, странное общение, состоявшее, в основном, из слова "Ку", ну и межпланетные "пепелацы" (летающие аппараты) похожие на силосные сушилки с пропеллером, пустынная земля, ржавые переборки огромных предприятий (давно остановилось производство, служащих, одновременно,и домом, и средой обитания для инопланетян и т. д и т. п... Как узнал намного позже, этот стиль искусства (будь-то кинолента или живописная картина) называется "дизель-панк". Помните строки известной песни "Крематориия": "Дым на небе, дым на земле, вместо людей машины, мёртвые рыбы в иссохшей реке, зловонный зной пустыни...". Они весьма ёмко характеризует этот стиль. Фильмы "Кин-дза-дза", "Водный мир" и "Книга Илая" - типичные произведения в стиле дизель-панк...
Итак, немного - о завязке. Москва. Прораб Владимир Николаевич Машков («дядя Вова») возвращается домой после работы, жена отправляет его в магазин. Около булочной к нему подходит молодой человек со скрипкой (студент Гедеван, «Скрипач») и обращает его внимание на странного босоногого человека, утверждающего, что он инопланетянин. Незнакомец показывает Машкову и Гедевану «машинку перемещения» и спрашивает номер их планеты в «тентуре». Прораб, считая незнакомца сумасшедшим, протягивает к «машинке» руку и, несмотря на предупреждение незнакомца («Надо знать…»), нажимает на одну из кнопок. В результате, дядя Вова и Скрипач мгновенно оказываются в знойной пустыне. Допустив, что они в Каракумах, ппрсонажи отправляются наугад в сторону Ашхабада, но, в самом деле, оказываются на планете ПЛЮК, где строгая иерархия, повсеместное истощение ресурсов, дефицит воды, а люди используют старую одежду, старые дома, так как ничего нового не производится.
Многие этот сюжет знают наизусть и я сразу перейду к интерпретациям фильма. Вначале пепедам общепринятые толкование фильма Данелии, именуемого пророческим, а, в конце, представлю "свой вариант" .
Итак, общество, где люди делятся на пацаков (по-нашему, холопов), чатлан, а также обладателей жёлтого, зелёного, красного пиджаков делится в зависимости от богатства (богатством на Плюке считается вода, служащая топливом спичечная сера и глиняные кусочки - чатлы, заменяющие плюканам деньги). Самый главный плюканин ПЖ имеет целый бассейн воды возможность сидеть в нём весь день. Энцилопы или полицейские обычно преследуют самые бедные слои общества (тут и там встречаются плюкане без руки или без ноги) - "жертвы политических репрессий" или жестоких условий жизни на Плюке.
Прекрасной музыкой жители Плюка считают хаотичную игру на скрипке и абсолютно бездарное пение, за которое неограниченно дают чатлы и благодарят. Таким образом, не владеющий инструментом, лишённый слуха и знающий одну песню Гедеван становится поп-звездой, их садят прорабом в клетку и заставляют "гастролировать".... Язык плюкан состоит из слов "Ку" и "Кю" повторяемых на разные лады...
В общем, многие критики сходятся во мнении, что режиссёр ДАНЕЛИЯ показывал СССР, где также появилась "кастовая система..", кто-то считает, что ДАНЕЛИЯ намекает на Западный капитализм, третья группа критиков убеждена в том, что ПЛЮК - современная Россия, а фильм - пришедшие автору откровение-предсказание. А что: вспомним малиновые пиджаки новых русских в 90-х," клссовую систему" , в которой "деньги решают всё", а с людьми "низших сословий" могут дельть абсолютно всё: штрафовать и сажать в тюрьмы, безнаказанно избивать... Вспомним деградировавший шоу-бизнес, в котором за хаотичную какофонию и бездарное пение платят неплохие "чатлы" (яркий пример этому - Моргенштерн)...
...Но у меня есть собственный ВАРИАНТ Того, что показано в фильме. Далее - о нём ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
3 минуты