1282 подписчика
Сегодня продолжаю обзор российского фондового рынка информацией о компании НМТП.
В 2023 году на акциях всех публичных компаний, портовых операторов, включая НМТП, FESCO и НКХП, можно было заработать иксы.
Так же как и ИТ компании, которые стали бенефициарами ухода иностранных конкурентов из России, владельцы портовых терминалов стали бенефициарами логистического кризиса в стране. Последний случился в силу вынужденной переориентации транспортных потоков с запада на восток на фоне санкций.
А что с портовыми операторами сейчас? Почти все они растеряли весь рост с максимумов середины 2023 года. Данные по перевалке портов за 1П 24 мы уже видели, поэтому можно предположить финансовые результаты компаний за этот же период. Но для начала давайте вспомним, что из себя представляют эти компании.
В частности, НМТП.
▪️Группа НМТП – один из крупнейших портовых операторов в России. Несмотря на то, что российский рынок стивидорных (= портовых) услуг довольно фрагментирован, на терминалы группы НМТП приходится около 15% всего грузооборота в России. В контейнерном обороте НМТП занимает около 12%.
▪️Структура бизнеса.
✔️ Нефть и нефтепродукты.
Почти 85% перевалки в портах НМТП приходится на нефть и нефтепродукты. В частности, Приморский порт занимается исключительно перевалкой наливных грузов (65 млн тонн в 2023). В Новороссийском порту нефть и нефтепродукты составляют 85% грузооборота (56 из 66 млн тонн в 2023 году).
Важно, что всего НМТП осуществляет 30% перевалки нефти и 27% перевалки нефтепродуктов в России ежегодно. Поэтому новости о запрете на экспорт бензина или самоограничения на экспорт нефти в рамках сделки ОПЕК+ сильно влияют на объемы грузооборота НМТП.
Тем не менее, на этот сегмент приходится чуть более 50% выручки НМТП. Почему так мало? Потому что тарифы на перевалку наливных грузов – очень низкие. Чуть больше 250 руб/тонна. В другие сегментах стоимость существенно выше.
✔️ Черные металлы и руды.
Перевалка черных металлов и руды составляет около 7% грузооборота Новороссийского терминала и 13% Балтийского терминала. Всего по Группе доля сегмента в перевалке – 8%. При этом в выручку они вносят почти 18%. Дело в том, что тарифы в данном сегменте – более 1200 руб/тонна.
✔️ Контейнеры.
На этот сегмент приходится всего 4% в перевалке НМТП (52% перевалки Балтийского терминала). Однако в выручке они занимают 19%. Тарифы на перевалку контейнеров еще выше – почти 20 тыс руб/тонна.
✔️ Выручка.
Таким образом, на выручку НМТП сильно влияют: ситуация с экспортом нефти (цена нас вообще не интересует) и товарооборот с зарубежными странами. Что касается тарифов, они обычно индексируются на уровень инфляции ежегодно. Однако иногда из-за форс-мажоров они могут подрастать сильнее.
В 1П 24 согласно статистике по грузообороту морских портов мы увидели, что перевалка наливных грузов незначительно но сократилась (в силу запрета на экспорт бензина и ограничения на экспорт в рамках сделки с ОПЕК+). При этом довольно заметно подросла перевалка контейнеров в Балтийском бассейне. Несмотря на продолжающийся «разворот на восток», заторы на железной дороге заставляют грузоотправителей выбирать морской маршрут на Балтику, чем по ж/д.
Совокупно для НМТП – это все же в плюс. Поскольку тарифы на контейнера сильно выше, чем на перевалку нефти и нефтепродуктов. А значит мы должны увидеть рост выручки за 1П 24 на 10-20%.
В следующем посте напишу о дивидендах, рисках, факторах привлекательности и других параметрах, позволяющих оценить перспективы НМТП.
Не забывайте подписываться! И не жалейте лайков, для вас тыкнуть пальцем в лайк проще, чем мне написать пост)
#NMTP
Подписаться | Сайт
3 минуты
21 августа