Найти тему

И точно такая же звезда очерчена на иконах Спасителя в круге в сюжете Преображения.


Можно продолжить нашу символическую цепочку и дальше. Древний символ царской власти на русском называется «держава». Он представляет собой совершенную сферу, увенчанную крестом. На латыни -- globus cruciger, на греческом -- σταυροφόρος σφαίρα. Этот предмет как символ царской власти встречается (вначале без креста) в имперском Риме. Крест появляется позднее при христианах. Но уже в Византии «держава» (σφαίρα) ассоциировалась с яблоком. В немецком это выражение получило эксплицитную форму: на немецком «держава» - Reichsapfel, дословно, Царское Яблоко. Когда держава выпала из рук огромной статуи Константина Великого, это было расшифровано как зловещий знак, указывающий на близкое падение Византии и наступающий конец света. С этой темой связана и позднейшая греческая эсхатология, где предсказывается, что турецкие властители однажды потеряют «красное яблоко», и тогда их правление завершится. Да и сами турки, считают, что их высшей целью и идеалом является Qızıl Alma, Красное Яблоко, синоним господства и славы.

Яблоко -- символ Империи, Царства. Тут следует обратить внимание на то, что в христианской традиции можно выделить два толкования царства. Например, в теории «Двух Градов» бл. Августина.

Есть царство небесное. Его Царь -- сам Христос, и слово Христос (Χριστός), Мессия (משיחא), «Помазанный» означает именно «помазанный на царство». «Царем» в православной молитве устойчиво именуется и Святой Дух. При этом христианская догматика подчеркивает, что царство является общим признаком всех трех лиц Пресвятой Троицы. И снова в православной иконографии -- чаще всего в сюжетах Крещения и Благовещения -- Дух Святой изображается в виде голубя в круге, представляющем собой «утолщение» луча. Это еще одна версия божественного сфайроса.

Есть царство земное. Его держит в своей руке православный Император, катехон (ὁ κατέχων). В самóм тексте Второго послания святого апостола Павла К Фессалоникийцам (2:7), где впервые упоминается «катехон» (ὁ κατέχων) , Удерживающий (как гапакс всей Библии), есть упоминание и того, чтó он удерживает (удерживаемого) или того, чтó (и на сей раз не «кто») удерживает человечество от прихода сына погибели (антихриста). Держащий -- ὁ κατέχων, а удерживаемое -- τὸ κατέχον, держава. Разница в написании двух греческих букв – «ο» и «ω», то есть в различии активного причастия и активного причастия. Удерживаемое, τὸ κατέχον -- это и есть «яблоко царства», Reichsapfel.

Два царства не обязательно противопоставлены (как у Августина), они могут пребывать в суперпозиции -- как не тварный Фаворский Свет и залитый им (божественными энергиями, по учению св. Григория Паламы) мир.
2 минуты