Найти тему

Вспомним, в чём заключается величие первого «Чужого»


Странно об этом говорить, но первая часть рождалась в страшных производственных муках – сценарий несколько раз полностью переписывался, Ридли Скотт был последним в перечне кандидатов на пост режиссёра, Сигурни Уивер едва не выбыла из каста, подозревая, что у неё аллергия на знаменитого котика Джонси, а студия регулярно вставляла палки в колёса извращённого поезда образов и идей Ханса Гигера, заставив, например, полностью переделывать декорации ввиду их «гипертрофированной сексуальности».

У фильма масса интерпретаций, вокруг него – спустя сорок пять лет и десяток продолжений – сформировалась целая экосистема, но он прекрасно работает и как образцовый космический хоррор, вполне себе попсовый клаустрофобический триллер; сейчас многие визуальные решения могут казаться образцом творческого минимализма, но в 79 году одна (ставшая хрестоматийной) сцена с разорванной грудной клеткой Джона Хёрта била по рецепторам не хуже расчленённой черепахи из вышедшего в том же году «Ада каннибалов».

С дистанции современного зрителя кино смотрится одним из самых убедительных гимнов сильной женщине – ведь это в том числе и сюжет о женском иррациональном страхе перед ним: при этом Рипли, несмотря на должность третьего капитана, постоянно осознаёт уязвимость своего положения в мужском коллективе – и лишь её проницательность и сильный характер не позволяют ей опуститься до уровня психологически сломленной Ламберт; символично, что позже и сам Скотт, и Вероника Картрайт подтвердили распространённую фанатскую теорию о том, что пришелец, перед тем, как убить, ещё и символически её изнасиловал.

Если же рассуждать чуть более глобально, это философская притча о страхе перед неизведанном – столкновении с чужим не на органическом, а ментальном уровне. Да и кто из нас является друг для друга не чужим, посторонним? Корпорация обманывает астронавтов, андроид ловко манипулирует людьми, да и сами люди постоянно лгут как себе, так и другим. Ключевым является фактор невозможности довериться кому-то ещё – постулат, открыто озвученный капитаном Даллосом незадолго до своей гибели: именно в тот раз ему пришлось положиться на Ламберт.

Но это также и невероятная история о том, что холодному, оголённому инстинкту может противостоять лишь не менее холодный расчёт; Рипли единственная прислушивается к голосу разума – и потому побеждает. Как мы теперь знаем, эта победа была временной – но сам процесс был настолько захватывающим, что волнует умы самых разнокалиберных кинематографистов до сих пор.

#Разбор
Вспомним, в чём заключается величие первого «Чужого»  Странно об этом говорить, но первая часть рождалась в страшных производственных муках – сценарий несколько раз полностью переписывался, Ридли...
2 минуты