8749 подписчиков
Почему «Прометей» – на самом деле хорошее кино?
Кажется, что с годами ненависть поклонников «Чужого» по отношению к нему только растёт, но на деле Скотт снял один из самых масштабных, умных, красивых и дерзких научно-фантастических фильмов 21 века: историю, вместо ревизии жанра предлагающую мало кем востребованный интеллектуальный вызов.
Там, как и в любой из частей франшизы, есть свои натяжки. С экипажем и их нелюбовью к скафандрам. С побегом вдоль траектории падения гигантского инопланетного бублика. С представителями высокоразвитой цивилизации, разменивающимися на сомнительные эмоциональные вспышки. Со смехотворным анамнезом биологического происхождения ксеноморфа.
Зато очевидно, что Скотт, перестраховавшись, намеренно упаковал в рамки коммерчески перспективной киновселенной богоборческую притчу о вопросах, на которых всегда стояло и продолжает стоять мировое искусство.
В режиссёрской версии есть отличный фрагмент с выступлением Питера Вейланда для TED, обозначающим сверхидею «Прометея» – человека и его попытки наполнить априори бесцельное существование смыслом.
Что, если бог окажется простым смертным? Если смысл жизни заключается не в высшем предназначении, а укладывается в случайный эксперимент с Чашкой Петри? Если витгенштейновское «почему существует нечто, а не ничто» не предполагает внятных ответов?
По сути Скотт снимает тот же космический хоррор, но пугает не вторжением пришельца, а отсутствием привычной разуму стройной теологической логики. Так, Инженеры разочаровываются в людях, Викерс – в собственном отце (читай: боге), андроид – в людях. «Почему вы создали меня?», – спрашивает он у учёного. «Потому, что могли» – всё, что суждено услышать как ему, так и самим учёным в ответ.
При всём при этом Скотт оставляет призрачную надежду в финале, как бы подчёркивая, что человек живёт до тех пор, пока продолжает задавать каверзные вопросы. И помнит, что единственный способ не обжечься о необузданное пламя знаний – это на мгновение перестать думать о боли.
#Разбор
1 минута
28 августа 2024