Найти тему

🍎 ПРИТХИВИ 🍋


Только один короткий гимн (всего три строфы) в Ригведе (V.84) восхваляет Притхиви. В Атхарваведе тоже всего один гимн к Притхиви (XII.1), однако он намного длиннее (шестьдесят три строфы) и намного важнее, чем в РВ.

Этот гимн АВ замечателен отсутствием условных мифопоэтических формул и туманных мистических аллюзий. В нем поэт пытается заставить нас живо почувствовать впечатление, производимое на него самого той реальной, осязаемой землей, на которой мы живем. Он вполне деловито говорит о жизненной связи между видимой землей и человеком. В гимне подробно, простым и ясным языком описываются внешние черты земли, ее необычайное изобилие, морально-этические основания, мифологически-ритуальные связи, а прежде всего ее роль великого объединителя человеческого общества.

Оба эти гимна ясно показывают, что для вед Притхиви - конкретное понятие - важнее, чем Притхиви-божество. Лишь в очень немногочисленных отрывках, например РВ 1.115.6; IV.3.5 (рядом с Митрой, Варуной, Агни, Адити и т.д.) и РВ III.54.19 (здесь она явно включена в число Всех Богов, viśve devāḥ), Притхиви упоминается, и то не прямо, как богиня.

Бейли высказывает мнение, что культ земли, связанной с небом в пару родителей, принадлежит к древнейшему типу мифотворчества, подтверждаемого данными ИЕ языков, и уходит в более древние слои по сравнению с персонифицированной ойкархией Индры, Вишну и т.д. Витторе Пизани тоже говорит об индоевропейской богине земли. Однако в РВ почти ничто не указывает на сам культ земли.

👉 Дандекар Р.Н., От вед к индуизму: Эволюционирующая мифология; Сост., [вступ. ст., коммент.] Я.В. Васильков; Отв. ред. Г.М. Бонгард-Левин; Пер. с англ. К.П. Лукьяненкo. М.: Вост. лит., 2002.

#читаем_с_ОРС
1 минута