8736 подписчиков
Поговорим о «Головокружении» - еще одном шедевре Альфреда Хичкока о погоне за образом
Первоначально его приняли прохладно и вплоть до перевыпуска в 80-х (права на ленту выкупил сам режиссер и долгое время ее нельзя было увидеть ни по телевидению, ни в кинотеатрах) «Головокружение» не порывались называть одним из лучших фильмов в истории - тем не менее, последующая переоценка была столь массивна, что за ним закрепился статус едва ли не главной работы Хичкока.
Первые зрители сетовали на то, что мастер саспенса затянул детективную историю, что сюжет, в целом, неправдоподобен и вязок - но дело в том, что «Головокружение» нарушает жанровые законы и классическую структуру, смещая акцент на патологическую одержимость протагониста, в которой синефилы всего мира по прошествии времени увидели собственные обсессии.
Мораль и порядочность мало-помалу покидают персонажа Джеймса Стюарта по мере преследования возлюбленной, которую, казалось, он не так давно трагически потерял; в его взгляде, в принципе, закодирована вся кинематографическая логика - поиск заветных телесных очертаний и охота за знакомыми образами.
При этом напряжение разыгрывается не на карте детективного жанра; детективная интрига - лишь предлог, чтобы уйти во внутренний мир героя, шаткость и туманность которого всячески подчеркивает изысканный визуал - с введенными Хичкоком в оборот долли-зумами, лейтмотивом спиралей и сюрреалистичной игрой цвета, которая обволакивает нас зеленой дымкой воспоминаний.
В каком-то смысле мы до сих пор гонимся за роковой блондинкой Ким Новак; обращаясь к кинематографу как генератору навязчивых образов мы подчас становимся столь же безнадежно влюблены в изображение, как и герой фильма - в свой ускользающий идеал.
#Разбор
1 минута
14 августа 2024