Найти тему
8728 подписчиков

Немного поразмышляем об «Окне во двор» – шедевре Альфреда Хичкока, посвященном природе кино


Чем ритуал кинопросмотра отличается от маниакального подглядывания за жизнью подозрительных соседей? По Хичкоку, практически ничем. «Окно во двор» не только триллер о том, какие тайны спрятаны за фасадом сытой Америки 50-х, но также своеобразная попытка проанализировать режим зрительского видения.

Герой Джеймса Стюарта, закатанный в гипс, безвылазно сидит у окна, подозревая соседа напротив в убийстве. Даже отношения с регулярно навещающей его красоткой, которую играет Грейс Келли, кажутся ему делом глубоко второстепенным. Второстепенным не только потому что он увлечен соседскими страстями, но и по той причине, что поглядывание – единственная форма власти и контроля, которую может позволить себе обездвиженный фотограф в гипсе (если подключать психоанализ, то эта травма явно сравнима с кастрацией).

Смотреть, но не вмешиваться. Завороженно наблюдать, оставаясь невидимым в зале, как за непроницаемой тканью. Не в этом ли функция зрителя, который при каждом погружении в киноиллюзию превращается в любопытствующего Джеймса Стюарта? Есть ли у нашего зрительского «я» этика, или же кинематограф стоит по ту сторону добра и зла?

По Хичкоку, скорее всего, нету. Он ведь неоднократно оставлял нас вместе с убийцами и преступниками, которым поневоле начинаешь симпатизировать, как только натягивается струна экранного действия («Веревка», «В случае убийства наберите М»). В мире Хичкока саспенс становится единственной возможной моралью.

Сегодня «Окно во двор» поднялось из первоклассного триллера почти до уровня философской тавтологии. Фильм о видении, о манящей красоте фильмических образов. Окно – рама, через которую мы входим в искусственное, сконструированное пространство и жадно сканируем его глазами. И готовы даже отмахнуться от реальной жизни, гоняясь за мимолетными, подчас пустяковыми образами.

Кажется, Хичкок красивее всех смог описать, что такое кино.

#Разбор
Немного поразмышляем об «Окне во двор» – шедевре Альфреда Хичкока, посвященном природе кино  Чем ритуал кинопросмотра отличается от маниакального подглядывания за жизнью подозрительных соседей?
1 минута