10,2 тыс подписчиков
В ближайшие полгода Россию ждет самое резкое увеличение утильсборов (аналога таможенных пошлин) в истории: к январю они возрастут более чем вдвое. Минпромторг считает, что увеличение таможенных барьеров создаст китайским компаниям условия для инвестирования в российский автопром. Аналогично правительство действовало четверть века назад, стимулируя развитие сборочных производств.
🔖Но автожурналист Артем Краснов считает, что есть как минимум три причины, почему китайские промышленники не придут в Россию в ближайшее время.
1️⃣ Запуск автомобильного завода требует инвестиций в сотни миллионов долларов и горизонт планирования на 10–20 лет вперед. В России сложно предсказать, какой будет ситуация даже в 2025 году, не говоря о каком-нибудь 2045-м. Риски тут разноплановые. Россияне могут потерять платежеспособность, когда прекратится вливание денег и/или экономика пойдет на спад. Могут поменяться правила игры, если Минпромторг в очередной раз захочет поощрить АВТОВАЗ. Может наступить политическое охлаждение между Россией и Китаем, которое отразится на экономике (как инцидент со сбитым самолетом — на торговле турецкими фруктами). А еще есть санкции, которые могут внезапно заморозить весь проект.
2️⃣ «Скидки» за утильсбор для местных производителей зависят от уровня локализации, а добиться ее в полной мере иностранцам не удалось даже в прошлый раз, когда условия казались почти идеальными. Проблема тут, скорее, фундаментальная: российский рынок весьма скромен относительно рынка США, Китая или Евросоюза. Поэтому существует естественный предел по уровню локализации компонентов, двигаться дальше которого экономически нецелесообразно. Условно, если модель делается тиражом 1 миллион экземпляров, из которых 50 тысяч в России, то отдельные детали гораздо проще импортировать из глобальной сети, чем производить в России малым тиражом. А сейчас условия гораздо хуже: меньше рынок, сложнее логистика, нестабильны условия. Соответственно, и китайским маркам не приходится рассчитывать на полную скидку за утильсбор: они просто не вывезут тот уровень локализации, о котором мечтает правительство.
3️⃣ Модель китайского автопрома отличается от европейской, японской или американской. Прозападные автопромы были глобальными: у Volkswagen, Nissan или Ford десятки заводов по миру, и для них Россия стала еще одной точкой на карте. Китайский автопром четверть века варился в собственном соку, то есть располагался преимущественно в КНР и был сфокусирован на домашнем рынке. И еще он очень разбух: в год здесь делают 30 млн автомобилей, для сравнения: в США — только 10 миллионов. То есть «чайнапром» сконцентрирован в Китае, и идея строительства завода в России куда менее естественная, чем для немецких или японских компаний. В Китае уже есть мощности, которые могут выпустить дополнительные машины для России, увеличив тем самым свою рентабельность. Зачем строить завод, условно, на 50 тысяч машин в год, когда эту ничтожную по китайским меркам величину можно просто добавить при практически нулевых инвестициях?
2 минуты
13 августа 2024