201 подписчик
Иван Мизеров. Вклад КНР в в становление Корейской народной армии.
Предуведомление: мнение авторов не отражает официальную позицию редакции «Революционной инициативы»
Сближение России и КНДР, наметившееся на фоне поддержки Пхеньяном целей Специальной военной операции ВС РФ на Украине, стало неприятным сюрпризом для империалистических государств блока НАТО и примыкающих к нему стран. Хотя глобальный капитал многие годы ведёт пропагандистскую кампанию по очернению Северной Кореи, высокую боевую мощь Корейской Народной Армии брались отрицать очень немногие. В вопросах оснащения и численности ВС КНДР много белых пятен. Рачительное отношение к устаревающим образцам вооружений и техники сочетаются в КНА с уникальными передовыми разработками. Широкую известность и уважение в профильной среде, в том числе отечественной, получили северокорейские образцы ствольной и реактивной артиллерии. По мере решения задач СВО и обогащения в рамках данного процесса военной науки, обнаружилось, что некоторые решения, к которым пришли специалисты ВПК КНДР, блестяще подтверждаются практикой. Даже без учёта ядерного оружия, которым в недавнем прошлом овладел Пхеньян, КНА всё чаще ставят в ряд наиболее боеспособных и могущественных армий мира.
Между тем, вопреки инсинуациям недоброжелателей, Северная Корея - весьма мирная страна. С момента завершения войны 1950-1953, известной в КНДР как Отечественная освободительная, КНА ни с кем не сражалась, исключая спорадические инциденты на линии разграничения с Югом. Между тем недостаток конкретного боевого опыта трудно заменить военно-теоретическими изысканиями. Что позволяет северокорейским вооруженным силам оставаться грозными, а главное – адекватными современным вызовам? На этот вопрос нет одного простого и исчерпывающего ответа. Причин много. Но, как представляется автору данной заметки, важную роль здесь играет история создания КНА. ВС Северной Кореи возникли на крепких и здоровых основах, что во многом предопределило их дальнейшее успешное развитие.
О том, что значительный вклад в становление КНА внесла русско-советская военная школа, в нашей стране знают многие. Сам Ким Ир Сен служил в РККА. Кадры 88-й отдельной стрелковой бригады, сформированной в 1942 году из вынужденно перешедших советско-маньчжурскую границу красных партизан, стали основой не только армии, но во многом и государственного аппарата Корейской Народно-Демократической Республики. Позднее в Северной Корее плодотворно работали отечественные военные специалисты, такие как ветеран операции «Уран» и форсирования Днепра генерал-лейтенант Васильев (главный военный советники при командующем КНА с декабря 1949), участник освобождения Крыма генерал-лейтенант Разуваев (главный военный советник с декабря 1950) и многие другие. С конца осени 1950 в корейском небе сражался 64-й истребительный авиакорпус Советской армии. Опыт выходцев из СССР, пилотов и инструкторов, сыграл ключевую роль в превращении ВВС КНА в серьёзную силу. Деятельности Группы советских военных специалистов, а также лётчиков-«добровольцев» в Корее посвящено существенное число научных публикаций, работ и монографий.
Значение китайского элемента в военном строительстве КНДР по понятным причинам освещено отечественной наукой много слабее. В большинстве случаев, когда ведется речь о взаимодействии Китая и Северной Кореи в сфере обороны, за отправную точку повествования берется создание и вступление в борьбу экспедиционной армии Китайских народно-добровольческих войск осенью 1950. Между тем сотрудничество носило более сложный и разносторонний характер, а главное – началось гораздо раньше. Автор данной заметки, исследуя тему Гражданской войны в Китае, неоднократно сталкивался с сюжетами, напрямую касающимися Кореи. И именно о них далее хотелось бы поговорить более подробно.
3 минуты
12 августа 2024