2280 подписчиков
«Видение происходит раньше слов. Ребёнок смотрит и узнаёт до того, как учится говорить. Но есть ещё один смысл, в котором видение предшествует словам. Именно видение определяет наше место в окружающем мире; мы объясняем этот мир словами, но слова не могут отменить тот факт, что мир - вокруг нас. Отношение между тем, что мы видим и тем, что мы знаем, никогда не проясняется. Каждый вечер мы видим как садится солнце. Мы знаем, что это земля отворачивается от него. Однако знание, объяснение, не сходится с тем, что мы видим.На то, как мы видим, действует то, что мы знаем или во что мы верим. В Средние Века, когда люди верили в физическое существование ада, вид огня наверняка значил не то, что он значит сегодня. Однако, их идея ада была многим обязана тому, как огонь пожирает и остающемуся пеплу - как и ощущению боли от ожога. Когда человек влюблён, вид любимой имеет цельность, с которой никакие слова и никакие объятия не могут соперничать; цельность, которую только акт любви может на время утолить.»
«Однако это видение - не вопрос механической реакции на стимул. Мы видим только то, на что смотрим. Смотреть - это выбор. В результате этого акта то, что мы видим, становится достижимым для нас - даже если рукой этого не тронуть. Коснуться чего-то значит поместить себя в пространственное отношение с ним.
В этом смысле образы - дело наших собственных рук. Со временем стало ясно, что образ может пережить то, что он представляет. Образ показывал, как что-то или кто-то выглядел - и как его видели другие. Ещё позже частью образа стало специфическое видение его тем, кто создал этот образ. Образ стал регистрацией того, как Х видит Y».
«Ни один другой артефакт или текст из прошлого не может дать нам такого отчета о том, как мир воспринимался другими людьми в другие времена. Однако, когда образ подаётся как произведение искусства, на то, как мы его видим, влияют заученные нам идеи об искусстве.
Это идеи о красоте, истине, гении, цивилизации, форме, статусе, вкусе и всём остальном.Но многие из этих идей более не соответствуют миру, как он есть сейчас. Произведения искусства становятся ненужно отдалёнными от нас».
«Когда мы «видим» ландшафт, мы помещаем себя в него. Если мы «видим» искусство прошлого, мы найдём своё место в истории. Когда нам не дают это сделать, нас лишают истории, по праву нам принадлежащей. Кто выгадывает от этого? В конечном итоге искусство прошлого мистифицируется, потому что привилегированное меньшинство пытается изобрести историю, которая ретроспективно оправдает роль правящего класса, и такое оправдание более не может иметь смысл в современных терминах. И поэтому оно мистифицируется.
Чтобы избежать этой мистификации, давайте исследуем отношения, существующие между настоящим и прошлым. Если мы ясно видим теперешнее, мы сможем задать верные вопросы прошлому. Сегодня мы видим искусство прошлого, как никто никогда его раньше не видел. Мы реально воспринимаем его по-другому.
Появление фотокамеры изменило то, как мы смотрим на вещи. Видимое стало значить для нас не то, что значило раньше. Это немедленно отразилось в живописи. Изобретение также изменило то, как мы видим живопись».
Это были отрывки из основополагающей книги Джона Бергера «Методы Видеть». Эта книга считается одной из важнейших книг человечества по искусству.
2 минуты
12 августа 2024