52 подписчика
#Летнее_чтение_ТЖ
«Среди ярмарочных увеселений, которыми так богата бывала праздничная площадь, всегда обращали на себя внимание вожаки с учёными медведями.
<...>
Почтение, которым окружался выученный медведь, восходит к ранним языческим представлениям о медведе-прародителе, тотеме, к вере в его прямую связь с плодородием, здоровьем, благополучием. В археологии, этнографии, фольклоре, народном прикладном искусстве можно найти достаточно фактов, говорящих о том, что медведь считался у славян магическим животным. И поводыри открыто использовали живущую в народе веру в чудесную силу медведя, тем более что и сами они ещё со времён скоморохов слыли чародеями, кудесниками, “знающими людьми”. Они охотно “лечили” больных. “У кого спина болит — спину помнёт, у кого живот болит — горшки накинет, а у кого в боках колотья, он их приколет” — так в одной из казачих станиц рекламировал цыган-поводильщик лекарские способности своего медведя. Медведь часто ассоциировался с лешим, а через него и с главнейшим представителем славянского языческого пантеона — «скотьим богом» Велесом. В глазах крестьян он был сильнее нечистой силы, мог, например, отвести беду: если спляшет около дома или обойдёт вокруг него, то не случится пожара. Вожаки прочили здоровье человеку, прикоснувшемуся к медведю или, ещё лучше, давшему зверю переступить через себя. Они сулили богатую, счастливую жизнь тому, кто пустил к себе почевать хозяина с медведем и в чьём сарае остался медвежий помёт.
<...>
“Приход вожака с медведем… составлял эпоху в деревенской заглушной жизни, — писал Д. А. Ровинский, — всё бежало к нему навстречу — и старый, и малый; даже бабушка Анофревна, которая за немоготою уже пятый год с печки не спускалась, и та бежит.
— Куда ты это, старая хрычовка? — кричит ей вслед барин.
— Ах, батюшки, — прихлебывает Анофревна, — так уж и медведя-то я и не увижу? — и семенит далее”.
Из книги А.Ф. Некрыловой «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища»
1 минута
12 августа