70 подписчиков
Как дизайн связан с обществом и своим веком
Или про классовое неравенство и дизайн
Вот я и вернулась из отпуска! Прочитала толстенькую книгу про историю дизайна и принесла некоторые мысли. Раньше я не рассматривала дизайн в такой тесной связке с обществом, его идеями, убеждениями, принципами, стереотипами. И своим веком. Про это немного я писала вот тут, но сейчас упала ещё глубже в эту тему. И мне очень понравилось изучать как на дизайн влияло классовое неравенство в XIX и XX веках. Конечно, я могла бы затронуть ещё более острую тему про мужские и женские стереотипы, но решила пока воздержаться, может быть попозже 🤍
Начнем с одежды. Когда печать рисунка на ткани и пошив одежды были частично отданы машинам, ранее доступные только среднему классу дорогие ткани и рисунки стали доступны и рабочему классу. Видимые различия между средним и рабочим классами стирались. Так, к примеру, даже прислуга в доме могла носить платье как у хозяйки и их могли спутать гости. У среднего класса появилась потребность в подкреплении своего положения все новыми рисунками, тканями и фасонами, чтобы явно отличаться от рабочего. Производители постоянно выдумывали что-то новое, чтобы поддерживать эту веру, а когда новинками начинал пользоваться рабочий класс — выпускали новое, подороже. Так делалось очень много денежек на желании среднего класса поддерживать свое отличие от рабочего. А еще в результате этого ввели униформу для прислуги и некоторых других профессий. Девушки в белых передниках и черных платицах сюда 🐈
А теперь давайте посмотрим на поезда. В XIX веке в Европе было два класса вагонов — первый для среднего класса и второй для рабочего. В XX веке общество двигало идеи гигиены и чистоты, чтобы понизить смертность населения от болезней. Несмотря на то, что они разработали правила интерьера для вагонов, упорное желание среднего класса сохранить классовые отличия в купе заставляло идти на компромиссы. В вагонах рабочего класса все было как надо — нет ковров, занавесок, обилия декора, обивка мебели грубая, жесткая кожа и клеенка, чтобы не копилась пыль и грязь, а воздух быстро очищался. Однако в вагонах буржуазии была мебель, обитая тканью или даже бархатом, занавески, разные предметы декора. Купе первого класса продолжило существовать почти в неизменном виде, а вот для рабочего класса стало менее удобно и красиво, но зато более гигиенично и безопасно для здоровья 🐆
А теперь про дом. Вы знали, что рабочий класс в Великобритании в большинстве случаев не имел ванну до середины XX века? Ранее ванная в доме была в основном привилегией среднего класса. Обычно по оформлению они мало чем отличались от других комнат в доме. Примерно с начала XX века, когда общество прониклось идеями гигиены и чистоты, ванные комнаты стали меняться и появляться у рабочего класса. Постепенно они теряли значение статусного предмета, но средний класс очень хотел сохранить социальное разграничение по этому признаку. Так начали распространяться мифы, что рабочий класс использует ванну для хранения угля или разведения кроликов, а дизайнеры стали искать новый облик для ванны среднего класса. Появились цветные ванны и раковины, стены выкладывались кафельной плиткой, а не заклеивались обоями. В ванной создавался единый стиль, тогда как у рабочего класса была мешанина из самых разносортных предметов. Подобное оформление ванной позволяло среднему классу считать себя другими не только по общему облику, но и даже по функции. Так ванные частично сохранили значение статусного предмета.
Все это к чему. Дизайн не рождается в вакууме, он всегда окружен убеждениями, принципами, мифами и идеями своего века. Он может поддерживать их и использовать, а иногда и помогать изменить как в случаях с идеями гигиены и чистоты выше. Дизайн — это отражение своего века.
Если вам это все интересно, то советую книгу «Объекты желания» Адриана Форти. Мне безумно понравилось как он раскрывает дизайн предметов через общество 🐯
#интересное
3 минуты
12 августа 2024