90 подписчиков
Васятка делает стартап. Часть первая
Попробую ответить на зарплатный вопрос (а по пути ваще расскажу как бизнес работает) в виде рассказа про стартап, так мне кажется будет понятнее. Рассказ будет в нескольких частях.
Представьте, что Вася решил создать стартап — приложение для учета личных финансов. Он нашел финансирование (родственники одолжили пару миллионов) и с энтузиазмом окунулся в свой бизнес, надеясь через год-другой выйти на уровень своей прежней зарплаты разработчика, от которой отказался ради своей мечты.
Вася повезло: он встретился со своими друзьями-предпринимателями, которые объяснили, что бизнес это не случайное стечение обстоятельств, а план, который надо составить. Этот план называется финмоделью и учитывает будущие расходы и доходы. Как и полагается опытному разработчику, Вася считал, что хороший продукт продает себя сам, поэтому почти не предусмотрел средств на привлечение клиентов. Он прикинул, что за полгода наберет через сарафанное радио 5 тысяч подписчиков по $10 в месяц, что позволит покрыть расходы на команду, офис и налоги, а также получать прибыль. План был готов, пора приступать, решил подающий надежды финансист.
Вася нанял двух разработчиков, арендовал офис, и за пару месяцев они создали первый прототип. Затем выложил приложение в App Store и рассказал об этом своим друзьям в соц сетях. Первые 50 подписчиков пришли за неделю, что вселило в нашего бизнесмена уверенность. Но во вторую неделю добавилось лишь 10 новых подписчиков, а через неделю отписались 5 старых. В App Store появились негативные отзывы, потому что продукт был сырой. Но Вася не унывал — с командой быстро исправил баги и добавил новые функции. Через пару недель обновленное приложение появилось в App Store, но клиенты перестали приходить.
Вася понял, что где-то допустил ошибку, и обратился к старым друзьям, которые подсказали ему важный, но неприятный факт: даже хороший продукт сам себя не продает. Если о нем не заявить, никто о нем не узнает, потому что рынок полон хороших и не очень продуктов, которые активно рекламируются и про которые уже знают люди.
Наш герой осознал, что ему придется заниматься рекламой. Он потратил неделю на настройку и запуск, а затем, вложив в рекламу тысячу долларов, с ужасом обнаружил, что привлек всего 10 клиентов. То есть каждый клиент обошелся ему в $100, при том что подписка приносит только $10 в первый месяц. "При таком раскладе я всегда буду в минусе," — подумал Вася. Он снова пошел к друзьям, которые уже спорили, как долго он продержится до закрытия.
Друзья объяснили ему понятия стоимости привлечения клиента (CAC) и доходов за время его использования продукта (LTV). Вася слышал о юнит-экономике, но только теперь начал понимать её суть. Чтобы зарабатывать, CAC должен быть в несколько раз ниже LTV, иначе бесмысленно.
"Как это возможно, если у меня CAC уже $100?" — спросил Вася. Ему ответили: "Твоя задача — снизить CAC и увеличить LTV, пока юнит-экономика не сойдется. Чтобы увеличить LTV, делай продукт лучше и полезнее для клиента. Чтобы снизить CAC, ищи дешевые каналы привлечения и повышай узнаваемость продукта, пиши статьи и снимай видео. Но это может занять годы без внешних инвестиций"
Вася задумался и пошел домой. Всю ночь он просчитывал юнит-экономику. Он понял, что даже если изменит соотношение CAC и LTV в ближайший год, ему все равно не хватит оставшихся денег. Вася решил отвлечься и напиться: "Потом разберусь," — подумал он. Продолжение следует...
Чо как вам? 😄
2 минуты
11 августа 2024