5912 подписчиков
отсрочкой или рассрочкой платежей по основному долгу и/или вознаграждению;
изменением очередности погашения задолженности, в том числе с погашением основного долга в приоритетном порядке;
изменением срока банковского займа или микрокредита;
изменением в сторону уменьшения или полной отменой неустойки (штрафа, пени);
изменением или полной отменой комиссий и иных платежей, связанных с обслуживанием банковского займа;
полным либо частичным прощением задолженности по основному долгу и (или) вознаграждению;
самостоятельной реализацией залогодателем недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки, в сроки, установленные соглашением сторон;
представлением отступного взамен исполнения обязательства путем передачи коллекторскому агентству заложенного имущества;
реализацией недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки, с передачей обязательства покупателю.
Разумеется, в заявлении должны быть указаны причины неисполнения обязательств. Также необходимо приобщить подтверждающие документы, которые свидетельствуют о снижении доходов и невозможности исполнять свои обязательства.
В свою очередь, коллекторы обязаны ответить на это заявление (в течение 15 дней после получения заявления) одним из трех способов: согласиться, сделать встречное предложение или отказать, но непременно мотивированно (пункт 2 статьи 6-1 Закона).
Вся соль в том, что при недостижении взаимоприемлемого компромисса должник вправе обратиться к банковскому или микрофинансовому омбудсману. И пока тот рассматривает документы, у коллекторов будут связаны руки. Так, например, в пункте 3 статьи 6-1 Закона прямо сказано, что запрещено обращать взыскание на заложенное имущество по договорам ипотечного займа с физлицами, относящимися к социально уязвимым слоям населения (определены статьей 68 Закона РК "О жилищных отношениях").
При этом решение омбудсмана – в случае принятия его заемщиком – обязательно для коллекторского агентства ("организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций" – пункт 3 статьи 40-3 Закона РК "О банках и банковской деятельности"). Тогда как должник при несогласии с решением банковского омбудсмана может обратиться в суд.
Вся эта долгая процедура внедрена с главной целью: повысить дисциплину финансовых организаций при выдаче кредитов. Чтобы у них не получалось, как раньше, просто передать коллекторским агентствам проблемную задолженность, почистить свой портфель и спокойно выдавать дальше кредиты. И увеличивать глубину долговой ямы в обществе.
Уточним, правила относительно участия в урегулировании задолженности банковских омбудсманов вступают в силу не 20 августа и даже не 1 октября, а по истечении шести месяцев после опубликования, то есть 21 декабря 2024 года.
С 1 мая 2026 года коллекторы будут списывать начисленное вознаграждение из суммы долга
Как видим, прежде вольготные условия деятельности коллекторов ограничивают постепенно. Наконец, в этой последовательности есть еще одна дата – 1 мая 2026 года. С этого момента вводится в действие, пожалуй, самое жесткое правило для коллекторов (пункт 1 статьи 6-1 Закона). А именно, их обяжут исключать из общей задолженности физлиц перед банком и МКО проценты, то есть вознаграждение, и взыскивать, таким образом, лишь основное тело долга (плюс пени и т. п., если таковые имеются).
"Коллекторское агентство в течение 30 календарных дней со дня заключения договора уступки права (требования) по задолженности физического лица в обязательном порядке обеспечивает снижение обязательства должника путем полного списания начисленного и неуплаченного вознаграждения".
Учитывая, что порой в структуре долга вознаграждение (то есть интерес кредитора) занимает значительную часть, эта поправка может существенно повлиять на желание коллекторов в будущем браться за возвращение таких задолженностей. А именно, интерес кредиторов может достигать половины от общей суммы, если заемщиком выступает физическое лицо. Напомним пп. 7) пункта 1 статьи 725-1 Гражданского кодекса:
3 минуты
8 августа 2024