63,9 тыс подписчиков
Привет дорогие товарищи.
В рамках постоянно переписываемой истории, многие считают, что опираться можно только на народные сказки, которые передавались из Уст Уста, ну или как Александру Сергеевичу все сказки рассказывала няня: Арина Родионовна. И в них сохранилась вся мудрость предков.
А слышали ли вы про классификаторы сюжетов сказок, которые появились в 19 веке?
Сейчас самый популярный:
"Индекс типов сказок Аарне–Томпсона"
делит сказки на разделы с номером AT для каждой записи.
Приведенные названия типичны, но использование различается; на один и тот же номер типа сказки может ссылаться ее центральный мотив или один из вариантов народных сказок этого типа, которые также могут различаться, особенно при использовании в разных странах и культурах. Название не обязательно должно быть строго буквальным для каждой народной сказки. Например, "Кот как помощник" (545B) также включает сказки, в которых герою помогает лиса. Тесно связанные народные сказки часто группируются в рамках одного типа. Например, во всех типах сказок 400-424 главными героями являются невесты или жены, например, "Поиски потерянной невесты" (400) или "Невеста-животное" (402). Подтипы в пределах типа сказки обозначаются добавлением буквы к номеру AT, например: сказка 510, Преследуемая героиня (переименована в редакции Утера в Золушка и ослиная шкура ["Золушка и ослиная шкура"]), имеет подтипы 510A, Золушка и 510B, Кошачья шкура.
В качестве примера, запись для 510A в индексе ATU (с перекрестными ссылками на мотивы в Индексе народной литературы Томпсона-Motif-Index of Folk Literature в квадратных скобках и вариантами в круглых скобках) гласит:
510A Золушка. (Cenerentola, Cendrillon, Aschenputtel.) Молодая женщина подвергается жестокому обращению со стороны своей мачехи и сводных сестер [S31, L55] и вынуждена жить на пепелище в качестве прислуги. Когда сестры и мачеха отправляются на бал (в церковь), они дают Золушке невыполнимое задание (например, сортировать горох из золы), которое она выполняет с помощью птиц [B450]. Она получает красивую одежду от сверхъестественного существа [D1050.1, N815] или от дерева, которое растет на могиле ее покойной матери [D815.1, D842.1, E323.2], и остается неизвестной на балу. Принц влюбляется в нее [N711.6, N711.4], но ей приходится рано покинуть бал [C761.3]. То же самое происходит на следующий вечер, но на третий вечер она теряет одну из своих туфель [R221, F823.2].
Комбинации: Этот тип обычно сочетается с эпизодами одного или нескольких других типов, особенно 327A, 403, 480, 510B, а также 408, 409, 431, 450, 511, 511A, 707 и 923.
Итого, если бы какой-то обком поручил мне создать «уникальную» историю какого-нибудь НОВОГО государства долгое время находившегося в угнетенном состоянии. И мне надо было придумать «Уникальную» фольклорную культуру. Я бы заглянул в классификатор, выбрал сюжеты из соседних стран, как на шведском столе добавил необходимых эпизодов и добавил местных «паки-паки» и еже херувима. А в целом даже бы придумывать ничего не пришлось все уже готово.
Например Восточнославянская сказка маркируется литерой — Л.
Вот скажите, насколько можно верить сказкам?
2 минуты
8 августа
667 читали