1571 подписчик
Риски компании IVA technologies.
Продолжение.
Предыдущий пост о компании тут.
▪️Риск невыполнения стратегии.
Компания делает большую ставку на свою экосистему. В случае, если фактический потребительский паттерн не совпадет с ожиданиями компании, прогнозы, которые она дает, скорее всего, будут не выполнены, что приведет к переоценке справедливой стоимости акций вниз. А я лично вижу, что этот риск довольно осязаемый, ведь если посмотреть на мировую практику, то обычно система устроена так:
офисное ПО, в котором есть почта (MS Office) + ВКС другого вендора (Zoom, MS Teams) + оборудование третьего вендора (Cisco, IBM, прочие).
Не думаю что в РФ образуется другой паттерн, когда все будут брать только ИВА, потому что она объединяет все направления ВКС в себе и потому что из-за этого продукт якобы становится качественнее.
▪️Риск конкуренции с российскими аналогами.
Больше всего выручки ИВА формируется за счет продаж on-premise ВКС (82% выручки 2023 г.). Компания заявляет, что является лидером в этом сегменте рынка ВКС с долей 33% (согласно отчету J’son&Partners) в денежном выражении. Здесь хочу отметить, что основным конкурентом компании является Trueconf, который в денежном выражении занимает 13% (согласно отчету J’son&Partners), но сам заявляет о своем лидерстве в кол-ве проданных штук лицензий. Четких данных по доле рынка в натуральном выражении нет, однако сама компания заявляет, что занимает более 50% рынка. Разницу в долях рынка в натуральном и денежном выражениях можно объяснить разницей в средней цене лицензии. Сама Ива заявляет, что цены на ее услуги выше, чем у конкурентов, объясняя это качеством своего сервиса. Trueconf подтверждает это. Таким образом, есть вероятность, что Trueconf действительно продает больше лицензий и на самом деле является лидером.
Более того в других сегментах рынка ВКС у ИВА также есть много сильных конкурентов (МТС, ВК, Сбер, Яндекс), у которых есть больше ресурсов для улучшения линейки своих облачных ВКС, корпоративных почт и мессенджеров.
▪️Риск улучшения геополитической ситуации.
На данный момент ключевыми клиентами компании, генерирующими большую часть выручки, являются B2G и квази-B2G клиенты, которым необходимо использовать отечественное ПО, чтобы выполнять правительственные нормативы по импортозамещению. «Чистые» B2B (не имеющие в структуре акционеров представителей правительства) клиенты пока что продолжают использовать Zoom, Google Meats и прочее. Часть прогнозной выручки компании как раз опирается на то, что B2B клиенты со временем также начнут использовать отечественное ПО и оборудование для ВКС.
Соответственно, в случае смягчения санкций и постепенному возврату иностранных вендоров на рынок, долгосрочные перспективы компании станут довольно сомнительными и по факту компания останется только с B2G и квази-B2G клиентами, которые успели перейти на решения ИВА до этого момента. Я не жду, что государственные компании которые произвели импортозамещение, будут откатываться назад к решениям иностранных вендоров.
▪️Риск дальнейшего ужесточения ДКП.
Рост клбчевой ставки на 1 п.п снижает справедливую стоимость компании на 7 п.п. согласно модели DCF.
У меня в портфеле данной компании нет, и вероятность, что я куплю акции Ива очень мала. А у вас?
Подписывайтесь, чтобы быть в курсе самого важного о компаниях российского рынка!
#IVAT
Подписаться | Сайт
2 минуты
6 августа 2024