5911 подписчиков
Правила оплаты дошкольного обучения в детсадах планируют поменять с 1 января 2025: как и почему
В Казахстане внедряют систему ваучерного финансирования дошкольного обучения: деньги следуют за ребенком. Говорят: прогрессивно. Но не всем родителям и воспитателям нравится. Какая система лучше: новая или действующая (акиматы размещают госзаказ среди детских садов) – разбирался Закон.КЗ.
Реформа идет четвертый год. Прежде чем распространить новый порядок по всей стране, апробировать его решили в нескольких регионах. Первый пилотный проект по ваучерному (персонифицированному) финансированию дошкольников был запущен еще в 2021 году по столице. Затем последовал еще один. Наконец, в 2024 году проводится пилот по городам Шымкент, Тараз и Туркестан.
После чего с 1 января 2025 года планируется "масштабирование по всей стране".
В чем смысл реформы? Как известно, дети в Казахстане начинают долгую образовательную эпопею не в школе, а еще раньше – в дошкольных учреждениях. Само дошкольное воспитание и обучение (не путать с другими статьями расходов) для родителей бесплатное – платит государство. По действующим правилам территориальные управления Министерства просвещения в составе акиматов распределяют госзаказ среди детских садов.
Так вот, эту схему решили изменить. Выделенный из бюджета объем средств (в 2024 году – 815 миллиардов тенге) будут распределять не в дошкольных учреждениях, а на счетах родителей или других законных представителей ребенка. Эта персональная доля – ваучер – и дала название новой схеме: "Ваучерное финансирование дошкольных организаций".
Отсюда и слоган: деньги следуют за ребенком. Мол, если родители захотят сменить дошкольную организацию из-за ненадлежащего качества услуг, новый детсад вместе с ребенком получит и его ваучер, а старый, плохой детсад – потеряет. Таким образом, родители смогут контролировать качество услуг, и вообще: ваучерная система позволит выбрать наиболее подходящие для ребенка детские сады.
Кроме того, это будет способствовать конкуренции, а стало быть, улучшит прозрачность, качество и далее по списку. В общем, риторика примерно такая же, какая была в свое время при внедрении системы обязательного медицинского страхования…
Но не все так радужно. Дело в том, что схему финансирования не просто изменили, а усложнили, введя в нее дополнительных игроков. Деньги не просто поступают с персонального счета в избранный детсад.
Алгоритм – он так официально и называется в Приказе министра просвещения РК от 29 февраля 2024 года № 53 "О некоторых вопросах пилотного проекта по размещению государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение с учетом персонифицированного финансирования по получателям образовательных услуг" – следующий.
Управление образования перечисляет средства оператору проекта – АО "Финансовый центр", тот отправляет деньги на банковские счета детей в банк второго уровня, БВУ, в свою очередь, ждет заполнения детсадом табеля посещаемости воспитанника, а затем подтверждения табеля со стороны родителей – и только после этого деньги с банковского счета поступают в дошкольное учреждение.
В чем проблема? В Казахстане около миллиона (в 2024 году детсадами охвачена 971 тысяча) дошкольников. Соответственно, столько будет и счетов. Предположим (а это нетрудно предположить), через некоторое время выяснится, что сумма, выделенная под госзаказ, и сумма, полученная детсадами, отличаются.
Придется проверять. А как проверить миллион счетов (каждый месяц) в каждом удаленном уголке Казахстана?! И где, на какой стадии произошла "утечка"?
На самом деле, это старая проблема "мертвых душ", для решения которой и инициирована реформа.
3 минуты
16 августа 2024