Найти в Дзене

В нартском эпосе адыговмы находим следы особого

отношения к дубу, ореху, особенно к яблоне. Только в «Нартах» мы встречаем мотив наличия в адыгском фольклоре мирового дерева — Чыггуащ.

Сильная и волевая дочь предводителя испов (испхэр — низкорослые люди, одни из мифических образов
нартского эпоса), рассердившись на мужа нарта Хымыша, уходит к родителям. У неё рождается сын Пэтэрэз, которого она отказывается кормить грудным молоком. «Если бы хоть с наперсток он выпил бы моего молока, начиная от восхода и заканчивая закатом, не было бы сильнее его, но я не дам ему молока, — сказала нартам Испгуащ. Она предупредила, что её сын не примет чужого молока, поэтому его можно поить лишь соком ореха.

Мать говорит, как нужно кормить и воспитывать мальчика: «Сделайте костер из дуба пхэхожа (чъыгэепхъэхъожъ — разновидность кавказского дуба. — Авт.) и когда он погаснет, угли почернеют, но некоторые ещё будут светиться. Тогда разгребите угли, посадите его туда, и он начнёт есть, выхватывая блестящие угольки из костра.
В нартском эпосе адыговмы находим следы особого отношения к дубу, ореху, особенно к яблоне. Только в «Нартах» мы встречаем мотив наличия в адыгском фольклоре мирового дерева — Чыггуащ.
Около минуты