Найти тему

Лженаука Нового времени начиналась с упразднения трех причин Аристотеля из четырех. Оставили одну causa effisciens, то есть причину движения. Тем самым вещь утратила три своих измерения — эйдетическое, гилистическое и самое главное энтелихийное. Вещь перестала причиняться ее духовным смыслом, ее пластической связью со стихиями и утратила цель движения, которая сводила все предыдущие три причины к их синтезу. Вещь стала неважно каким (неизвестно каким) движущимся предметом. А значит, она существует только в движении - в отрыве от вечной идентичности (causa formalis), хаотической пластичности/эластичности (causa materialis) и главное без цели (causa finalis). У такого движения нет финальной точки, оно фундаментально бесцельно. Это же атомы и вихри Демокрита и основа учения Эпикура, скажет тот, кто знаком с греческой философией. И будет прав.

Убрав целевую причину, мы упраздняем ось, вокруг которой вращается мир и отбираем у времени ориентацию. По сути, с самого начала физика Возрождения (Галилей, Ньютон) заложили предпосылки Постмодерна - рециклирование, постистория, цитирование, растворение смысла, нигилистическая ирония.
Самое ложное в культуре Нового времени не философия, а наука. В ней истоки падения цивилизации. Лауреат Нобелевской премии Вернер Карл Гейзенберг, по-настоящему гениальный физик, работавший над квантовой теорией, заметил однажды: наука древнего мира собирала мир, делала его цельным, мы же, ученые Модерна, разбираем его на бессмысленные фрагменты; стремясь покорить его, мы его уничтожаем. Современная наука разрушительна. Это и есть самая опасная деструктивная идеология. Она лишает смысла всё, стремится подчинить своим иллюзорным расчетам тонкую онтологию мира.
Если убрать causa finalis, то реальность становится изономичной - правильного пути нет ни у кого и ни у чего. Так не более, чем иначе. При этом бессмысленность в целом подчинена необратимой механической фатальности в частном. Это тоталитарная Вселенная, где все причинно-следственные цепочки сильнее стали. Настоящая тирания. Именно так Ньютон и строил свои комментарии Апокалипсиса: зная причины, железно выводим следствия. Это и есть кальвинизм, примененный к науке. Но вот только какие именно причины? Causa effisciens.
Эта логика лежит в основе двух самых тоталитарных западных идеологий - либерализма (это, безусловно, чемпион ментального вырождения) и коммунизма. Они с железной необходимостью ведут к абсолютному планетарному кошмару. Впрочем, нацизм не лучше. Только менее догматичен и «научен». А так в той же логике, только примененной не к индивидууму и классу (двум ложным мегаконцептам либералов и коммунистов), а к расе.
Нам надо начинать с переосмысления структуры причин и с возврата к Аристотелю. В его аутентичном прочтении.
2 минуты