10,3 тыс подписчиков
Лето в любом театре называют "мёртвым сезоном". Для зрителей - время отпусков, для артистов - поездок, съёмок и гастролей... В июле обычно спектакли уже не идут, остаются только репетиции; август - традиционный месяц отдыха. Но это вовсе не означает, что и творчество ставится на паузу в жаркое время года! Напротив, есть люди, которые очень серьёзно и напряжённо трудятся в театре именно летом. Это и дирекция, которая занимается отчётностью и планированием будущего сезона, и бухгалтерия, и административные службы... Но самая большая работа в межсезонье выпадает на долю художественного руководителя.
Перед закрытием он обязательно проводит общий сбор труппы, посвящённый итогам сезона: что получилось, какие театр постигли неудачи и почему это произошло. Также (обычно в конце июня) в театре должны состояться прослушивания кандидатов - на место уволившихся, заболевших, ушедших в декрет и т. д. Это огромная, кропотливая работа, которую художественный руководитель осуществляет вместе с заведующим труппой и помощниками режиссёра. Из сотен претендентов, профессиональных актёров, нужно отобрать нескольких - самых интересных, талантливых, и главное - подходящих, соответствующих конкретной художественной задаче. Как правило, худрук уже знает, на какие именно роли он будет вводить новичков, какой требуется типаж. Но бывают и счастливые исключения: приходит человек, который вроде и не нужен по объективным данным, но настолько одарённый, с такой харизмой, что его просто невозможно отпустить! И тогда художественный руководитель начинает думать, какой материал выбрать под этого артиста, ведь его невозможно "взять про запас", он должен сразу приступить к работе...
Подбор материала - ещё одна важная летняя забота. Сегодня только в России пишутся ежегодно тысячи пьес, сотни побеждают на всевозможных драматургических конкурсах, публикуются в сети и толстых журналах, рассылаются по театрам самотёком... Художественный руководитель считает своим долгом если не прочитать, то хотя бы просмотреть новинки. Ему в этом помогает заведующий литературной частью, если такой должности в театре нет - другому компетентному сотруднику, но худрук обязательно знакомится с материалом лично. Вдруг театр упустит что-то интересное, оригинальное, свежее? Прибавьте к этому самые заметные переводы европейской, американской новейшей драмы... Даже если прозеваешь в публикациях, обязательно наткнёшься в афише у "конкурентов", московские завлиты очень расторопны.
Однако найти хорошую пьесу - полдела. Состав действующих лиц, и соответственно ролей должен раскладываться на труппу, ибо какой смысл брать, условно говоря, "Горе от ума", когда нет актёра на роль Чацкого? Следует учитывать и бюджет на сценографию (если финансовое положение театра не блестящее, вряд ли худрук возьмёт пышную историческую драму или наоборот, современную пьесу, требующую применения передовых инновационных технологий - на это сразу уйдёт вся государственная субсидия за год). Какова аудитория будущего спектакля? Как в нём смогут себя проявить совсем молодые и/или самые пожилые актёры? Что с музыкой - приглашать ли композитора, и какого именно? Всё это решается летом, за закрытыми дверями театра...
В летние месяцы часто делают ремонт или реконструкцию здания, приводят в порядок кресла в зрительном зале, меняют по возможности технологическое оборудование, пришедшее в негодность. Готовят выставки и мероприятия, требующие заблаговременных вложений. Сдают помещения в аренду (к примеру, какой-нибудь дружественной кинокомпании, которой нужны для фильма или сериала театральные интерьеры). Одним словом, лето - пора для нас тоже театральная...
3 минуты
30 июля 2024