Найти в Дзене
774 подписчика

11.

Что в выводах авторов статьи вызывает возражения? Во-первых, во многих «патриотических песнях» Высоцкого содержится подтекст, который очень часто либо нивелирует этот патриотизм, либо поворачивает его в обратную сторону. Например, в «Песне о Земле» («Кто сказал, что земля умерла…») строчка «сапогами не вытоптать душу» намекает на то, что Высоцкий имел в виду «сапоги» на ногах советских коммунистов, которые, по его мнению, топчут и поганят русскую землю. Известно, что образ сапог в своих стихах использовали многие русские поэты (Н. Некрасов, А. Ахматова), тем самым выражая своё неприятие тоталитарного режима, будь то царизм, или советская власть. Высоцкий тоже не избежал этого соблазна, ловко спрятав за патриотической темой свое неприятие к коммунистам (и поступал так, кстати, неоднократно).
Во-вторых, «цикл песен-памфлетов, едко обличающих нравы буржуазного общества», о которых идет речь в статье - это песни из фильма «Бегство мистера Мак-Кинли». Однако напомним, что советские власти побоялись их включить в картину (из 9 баллад в картину вошли лишь три). Почему же? Как мы уже говорили, в них явно читался прежде всего АНТИСОВЕТСКИЙ подтекст и в меньшей степени антибуржуазный. Помните: «Долой – ваши песни, ваши повести!.. Все ваши сказки богомерзкие – долой!». Это была та самая «фига в кармане», на которую Высоцкий был большой мастак.
Наконец, в-третьих – о желании Высоцкого в последние годы жизни покинуть СССР. Об этом он говорил Павлу Леонидову в январе 1979 года и, судя по всему, и другим людям из своего ближайшего окружения. Но все они до поры до времени об этом помалкивали, дабы не разрушать миф о Высоцком – патриоте своей родины. В песне «Райские яблоки» (1978) бард проговаривается: «Мне сдаётся, что здесь обитать нет никакого резона…». А песня, которую упоминают авторы статьи – «Нет меня - я покинул Расею…» - датирована 1970 годом. Это вполне достаточный срок для того, чтобы у барда поменялись его желания. Как написал он сам накануне своей смерти - в 1979 году:
…Но пухнут жилы от стыда, -
Я каждый раз хочу отсюда
Сбежать куда-нибудь туда…
Таким образом, книга А.Львова была более близка к истине, чем рассуждения её критиков. Просто эта истина ещё не могла всплыть наружу в начальном этапе либеральной перестройки, поэтому её старались (кто по неведению, а кто и умышленно) не вбрасывать в медийное пространство. Но скоро эта боязнь пройдёт и за дело возьмутся по-серьёзному.
2 минуты