Найти в Дзене

К юбилею отца Газизова М.Г.(продолжение)

В связи с большой занятостью по службе отец за всю жизнь всего 2 или 3 лета смог провести несколько дней с детьми. Летние школьные каникулы начинались рано, нас с сестрой отправляли отдыхать сначала на летние дачи с детским садом, в пионерские лагеря, затем в гости к родителям мамы.
Мне было 5 лет, когда отца назначили начальником пионерского лагеря в Крутушках. Отец целый день был занят, поэтому я жил и проводил время с пионерами одного из отрядов. Запомнился ураган, который пронесся над лагерем, когда мы после обеда отдыхали в спальном корпусе. Поднялся сильный ветер, стало темно, как вечером, пошел сильный дождь, затем раздался страшный грохот. Оказывается, крышу соседнего спального корпуса подняло ветром и опустило на поляну. Я помню, как я переживал за папу. Через некоторое время он появился в помещении отряда живой и невредимый, только весь мокрый.
В 1961 году вся семья в сборе была в гостях у бабушки на родине отца, в селе Хансверкино. Припоминается прогулка в лес и особенно посещение пасеки, где нас угощали свежим медом. Нам выдали целую алюминиевую миску ароматного обжигающего меда, а хлеб мы успели доесть во время прогулки, осталось только несколько огурцов. Мы выгрызли мякоть, изготовив из огурцов подобие ложек, которыми зачерпывали и заедали мед. В тот год мы с отцом несколько раз ходили на рыбалку на Верхний Кандыз, приток реки Ик и возвращались с небольшим уловом мелкой рыбешки, которую сегодня обычно отдают кошке. Жена дяди Тахлиля апа готовила очень вкусный омлет, заливая эту рыбу яйцами и молоком.
В 1964 г. отцу исполнилось 40 лет. Родители решили провести отпуск с нами в спортивном лагере Казанского государственного университета. Из капитальных строений в лагере была столовая, она же использовалась как клуб. Некоторые сотрудники университета имели дачные домики. Студенты и большинство сотрудников жили в палатках. Отец привез из своей воинской части палатку, рассчитанную на солдатское отделение, плиты многослойной фанеры, 4 солдатских кровати с матрасами, солдатскими одеялами. Мы установили палатку, плиты фанеры уложили на пол. Прошло 60 лет, но воспоминание об этом лете одно из лучших за всю жизнь. Погода в то лето не баловала: не было жарких дней, скорее было прохладно, часто шли дожди. Но это было лето. Мы купались, ходили в лес, катались на лодке, научились играть в бадминтон. День рождения отца 25 июля отмечали небольшой компанией маминых сотрудников на острове напротив лагеря.
После окончания 8 класса отец повез меня в Москву, Ленинград и Ригу. В Москве мы были в Третьяковской галерее, на Красной площади, посмотрели на бесконечную очередь в Мавзолей В.И Ленина и прошли мимо. В Ленинграде, оставив вещи в гостинице, мы пошли гулять по Невскому проспекту. По дороге купили 2 пакета по сливок, какие–то булочки. Очутившись на площади искусств, сели на лавочку и позавтракали. Меня поразил особый запах раннего утра ленинградских улиц. Были в Эрмитаже, музее Пушкина А.С., Летнем саду, в домике Петра. В Риге запомнилось ощущение европейского города. Из достопримечательностей почему-то помню только Домский собор, какой-то памятник героям революции. В мой день рождения 9 августа поехали на берег моря и, несмотря на прохладный ветреный день, искупались. Помню, как долго надо было идти по мелководью по колено в воде, пока доберешься до места, где можно окунуться.
Помнится поездка с отцом на его родину, в Хансверкино в 1970 г. Мы добрались автобусом до села Шалты, где нас встретил старший брат отца Маҗит абый на лошади, запряженной в обычные сани. Было не менее 35°мороза. Три довольно крупных седока в овчинных тулупах уселись в сани, лошадь тронулась… Дорога шла по склону холма, были затяжные подъемы. Вдруг лошадь как вкопанная встала, затем легла на дорогу и завалилась на бок спиной к подножию холма. Пришлось ее распрячь, перевернуть через спину и поставить на ноги. До села мы прошли пешком, толкая сани, помогая лошади. Несмотря на мороз, мы взмокли, тулупы сбросили.
Было непонятно, заболела лошадка или схитрила, не захотев везти тяжелый груз.
@
3 минуты