86 подписчиков
ЕС: Массовый падёж бюджетов
#ес #пустьсильнеегрянетбуря
Европейский Союз возбудил официальные дела против Польши, Франции, Италии, Бельгии, Венгрии, Мальты и Словакии из-за нарушения ими бюджетных правил ЕС. На эти страны теперь распространяется процедура “вынужденного чрезмерного дефицита”. Государствам отведут 4-7 лет, чтобы принять и реализовать соответствующие корректирующие меры.
Польское издание Gazeta описывает “польский кейс”. В июне Еврокомиссия официально включила Польшу в список стран, которым рекомендовала начать процедуру бюджетной экономии. Причина: дефицит, превысивший в 2023 году порог в 3% ВВП и достигший 5,1%; по прогнозу ЕК, в 2024 году он составит 5,4% ВВП.
Варшава должна к осени направить в ЕК план по исправлению ситуации.
Польша уже в 2009 году подвергалась такой процедуре.
Глава польского Минфина Анджей Доманьский прокомментировал решение ЕС в стиле “не ради себя нарушаем”: «Конечно, есть страны с меньшим дефицитом, но мы, имея большие военные расходы, вкладываем средства в оборону не только Польши, но и всего ЕС, поэтому нас за это не следует наказывать. Надеюсь, что рекомендации ЕК, если они появятся, будут очень мягкими»,
В “черном списке” уже есть Франция, но пока что нет Германии, однако экономический кризис там разворачивается последние 2 года. Очередной сигнал последовал на прошедшей неделе: т.н. индекс менеджеров по закупкам для промышленности упал до 42,6. Значения ниже 50 указывают на возможное сокращение экономики, значения ниже 45 явно сигнализируют о рецессии.
Деловые настроения значительно ухудшились, и немецкие компании стали менее удовлетворены своей текущей деятельностью. Скептицизм в отношении ближайших месяцев усилился, что также указывает на продолжение кризиса. Особенно резко ухудшился деловой климат в обрабатывающей промышленности, однако пострадали все сектора экономики — производство, сфера услуг, розничная торговля, строительная отрасль и др.
Не удивительно, что и бюджет ФРГ на 2025 год вызывает ожесточенные споры. Die Zeit приводит аргументы левой и правой оппозиции.
«Этот бюджет сжигает деньги налогоплательщиков в беспрецедентных масштабах на войну, неконтролируемую миграцию и законы об отоплении», заявила лидер именного Блока Сары Вагенкнехт. Она уверена, что можно «легко сэкономить от €30 до €50 млрд», если отказаться от некоторых проектов правительства.
По мнению Вагенкнехт, вместо расходов на проекты “светофорной коалиции” нужно увеличить финансирование образования, здравоохранения, ухода за пожилыми и транспорта. Кроме того, по её мнению, расчёты коалиции «несерьёзны», так как бюджет финансово выполним, только если в ФРГ восстановится экономический рост [как показывают приведенные выше индикаторы, топ-менеджеры немецкой экономики в него не верят].
С других позиций проект правительственного бюджета раскритиковал оппозиционный “христианский” блок ХДС/ХСС, чей рейтинг выше суммы рейтингов партий, входящих в правящую коалицию. “Христиане” считают, что этим бюджетом Шольц и его правительство перечеркнули собственное заявление о «смене эпох» в обороне и финансировании бундесвера.
«Такое бюджетное планирование не обеспечивает строгих и устойчивых инвестиций в Бундесвер, потому что формальный плюс в €1,25 млрд является де-факто минусом с учётом инфляции и повышения зарплат», — заявил председатель фракции ХДС/ХСС в бундестаге Йохан Вадефуль.
Короче говоря, попытались пойти по пути “пушки вместо масла”, но по итогу – в дефиците и “масло”, и “пушки”.
Член ХДС Хельге Браун, возглавляющий бюджетный комитет бундестага, считает, что правительство опять пытается обойти конституционные ограничения по государственной задолженности. Он указывает, что происходит рост заимствования компаний, находящихся в федеральной собственности.
Подобного рода трюки привели к решению Конституционного Суда, вызвавшему бюджетный кризис в ФРГ в 2024 году.
Правда, Кабинет Шольца отрицает новые манипуляции такого рода.
3 минуты
29 июля 2024