32 подписчика
Бегущий по лезвию 2017 г.///реж. Дэни Вильнёв
Одним непримечательным вечером, коротая время перед сном, я решил пересмотреть «Бегущего по лезвию» Дэни Вильнёва. Кажется в 3 раз. И нет, дело не в том, что я люблю щенячий глаза Гослинга. Иной раз случается, что мысль, вырванная из потока сознания, находит тебя и не отпускает. И я решился.
Стиль Вильнёва очень медитативный, тягучий, как жевательная резинка. Большие открытые пространства, на фоне которых люди кажутся крохотными песчинками. Особенно красив это выглядит в антураже киберпанковского будущего. Неоновые голограммы и геометрические фигуры зданий переливаются в пыли умирающей земли. Но как бы будущее "Бегущего" не было красивым и завораживающим, это будущее отвратительно. Это будущее - это смерть человечества в радиоактивном излучении и бесплодных землях.
В первоисточнике, в повести «Мечтают ли андроиды об электроовцах» Филипа Дика, большая часть книги посвящено отражению искусственности существования человека. Нет натуральной пищи, досуг виртуален, рождения детей вне закона и позволено только богаты. И всё чего желает офицер Декарт и его супруга, это завести натуральное животное. Овцу. Счастливое будущее! В фильме нет даже живой и настоящей любви, лишь имитация её. Любовь – это голограмма голой женщины в парике, которая говорит «ты одинок». Любовь – это глянец и бутафория в мире «Бегущего», которая покупается и продается.
Оригинальный фильм 1982 года, как и его сиквел 2017 года сосредоточены на детективном сюжете, на погоне за андроидами. Не в отражении реальности, а на боевичке с признаками философской драмы. Хотя книга именно про драматизм будущего, который состоит в том, что человек настолько преуспел в преображении действительности, что загнал себя в положения раба своего собственного ума.
Главный вопрос двух фильмов, как и первоисточника, это вопрос «Что реально?» и «что такое реальность?». Этот вопрос открытый и ответить на него может только зритель. Существования человека в «Бегущем» настолько стало нереальным, что реальность человека стало нереальной, непостижимой и недоказуемой. Глава корпорации Уоллес указывает на то, что любовь, если бы человек был спроектирован, была всего лишь математической точность. На что, пожилой Декарт говорит: «Я знаю, что настоящее», но что именно настоящее он не уточняет. Настоящее – это форма или содержания сущего? Люди, в будущем, по факту своего происхождения, наделяют себя особыми правами по сравнению с искусственными «чучелами». Последняя преграда человека перед растворением в технологическом и смысловом безумии, это биологичность человека. А андроиды напротив, утверждают, что человечность заключается в качестве создания. «Нет ничего более человечного, чем умереть за идею» говорит предводитель андроидов.
Андроиды – это экономические единицы для выполнения грязной и тяжелой работы. Развития человечества, говорит глава корпорации Уоллеса, зиждется на экспансии, которую осуществляли рабы. Андроид – это раб, но рабы рано или поздно получают свободу. Будущее «Бегущего» — это будущее потерянных людей, обескровленных своим же собственным гением и технологическим прогрессом. Люди потеряли себя в погоне за экспансией, андроиды же движимы идеями, чувством лицезрения чуда. Вы можете подумать, что автор встает на сторону андроидов, но это не так. Андроиды – это подобие людей, а значит их постигнет ошибка создателей, они всего лишь более молоды и свежи. Андроиды, подобно ранним христианам, веруют в чудо рождения и ради этого готовы пойти на смерть ради благой вести их сущего.
Мечтают ли андроиды об электрон овцах? Нет. Это люди мечтают о них для того, чтоб напомнить себе то, что когда-то они были человечнее. Андроиды мечтают о человечности и стремятся к ней прийти.
3 минуты
4 августа 2024